greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:
  • Music:

Добро и зло — не только противоположности, но и...

Предлагаю простой и даже приятный мысленный эксперимент, на примере оно завсегда проще.
Представьте себе, что вы - Демиург, решивший создать свой собственный Мир, отдельную планету-экосистему. Причем, что немаловажно, вы Демиург добрый, так что и Мир вы хотите создать добрый и прекрасный.

Ну-с, с чего нам с вами начать? Давайте начнем с самого простого — с неживой материи. Сбацаем планету, настроим ей нутро и атмосферную климатическую систему, все такое. Получилось? Отлично! И был вечер, и было утро, день первый. Пейзажи, если прокатиться на глайдере в рассветный час, самые чарующие — пусть и без зелени, конечно, но так по-своему тоже прекрасно.

Окей, теперь переходим к самому интересному – планетку надо населить флорой и фауной, разумной и не очень. Вроде бы, и с этим никаких проблем: ваших демиурговых способностей хватает на всё. Идея, дизайн, генный инжиниринг, обкатка на живых моделях, дальнейший тюнинг...

Начнем с растений — вроде бы все получается: красота, планетка зазеленела и расцвела, покрывшись растениями самых разнообразных дизайнов. Теперь вы можете не только рассекать на глайдере над первобытными океанами и равнинами, но прогуляться по тенистым аллеям свежесозданного Эдема... Прекрасно, теперь переходим к фауне!

Но упс! Вот тут нас поджидает засада... Видите ли, вы же добрый Демиург. То есть вы хотите всем добра и счастья. И вам претит идея создавать фауну, которая будет жрать друг друга заживо. Мысль о лисице, вспарывающей клыками живот живому зайчику, чтобы пожрать его кровавые потроха, кажется вам неприятной — и неэстетично, и зайчику больно, и лисица (ваше собственное творение!) выглядит прям-таки монстром каким-то, кровожадным ночным чудищем.
Однако, если лисица не будет хищником... То не будет никакой лисицы! И даже зайца, что интересно, тоже не будет. Потому что зайцу нужны длинные уши, маскирующая шкурка и быстрые ноги, чтобы убегать от лисицы. А лисице нужен острый нюх и не менее быстрые, чем у зайца, ноги, чтобы охотиться на зайца.
Конечно, вы — Демиург. И в вашей власти сделать всю фауну травоядной. Однако, в этом случае ваш Мир будет состоять из стад жирных, ленивых и коротконогих свиней, медленно ползущих от одного сочного куста к другому. Не будет у вас смертельно быстрых гепардов, разгоняющихся до 110 кмч в погоне за газелью. Не будет длинноногих газелей. Не будет орлов и сапсанов. Даже кошек, и тех не будет.
И дело не только в экстерьере ваших созданий. Дело еще и в том, что все эти гепарды, мышки, кошки и газели — они ведь живые, они же не роботы (пусть вы им и прошиваете инстинктивный софт при проектировании, но далее с этим телом и этим софтом живет свою жизнь живая личность. И этой личности тоже нужен свой драйв от жизни — погоня, борьба, охота... Мир мирно жующих сено гепардов — это же бред.
Плюс, не забывайте, вы ведь не просто так Демиург, вы же не обязаны им быть, вы ведь ЗАЧЕМ-ТО демиург. Могли бы и не создавать свой мир, но ведь вам же интересно. И вот мир, где гепард развивает свои 110 в погоне за зайцем, а кошка сторожит свою мышь в темноте - это настоящий живой мир. А мир, где кошки, мышки, гепарды и орлы тупо пережевывают траву, стоя напротив друг друга как истуканы — это не живой мир, а какой-то сраный зоопарк. В таком мире даже гепардам станет скучно, а уж тем более Демиургу.

Итак, мы с вами приходим к выводу, что на уровне фауны нам нужна БОРЬБА. Нужно хищничество, нужно убийство, нужна кровища и потроха наружу. Не потому, что хочется. А потому, что иначе никак — не будет этого, не будет и красоты и даже самой жизни не будет. Разве что растительная... То есть, вы как добрый Демиург своей волей разрешаете зло, разрешаете фауне творить зло и на зле у вас крутится добрая половина биосферы.
После этого, вы уже без проблем соглашаетесь с мыслью о том, что фауне хорошо бы быть СМЕРТНОЙ. Наши с вами зайчики и гепарды должны быть одноразовыми, как презервативы — во-первых, это хорошо для адаптационной изменчивости, которую вы, естественно, прошиваете в генах ваших созданий, с целью придания устойчивости биосфере. А во-вторых, созданиям такого уровня нехорошо и странно быть долгожителями. Зайчик с гепардом вроде и тупые, но прожить пару тысяч лет... и как зайчика потом убивать? А что такое гепард, убивающий две тысячи лет подряд? Нафиг-нафиг, пусть уж лучше будут одноразовыми. Впрочем, участь гепарда и даже зайчика поистине сказочна, по сравнению с участью, например, земляного червяка.


Ладно, фауна создана. Ваш чудовищный выбор сделан, планета теперь населена, жива и прекрасна — порой, прекрасна до ужаса. Вы, конечно, с особым старанием проектировали тиранозавра... Прелестно, не правда ли? Особенно если не на мониторе, а вживую, в джунглях. Аж мурашки по коже, если рядом встать — вас он, конечно, не тронет, но ощущения все равно остренькие. А уж если поохотиться на него с 600-м нитроэкспрессом... Вы мечтали поохотиться на динозавров? Я вот мечтаю с того момента, как узнал о существовании винтовок и динозавров.


Поехали дальше. Жить в дивном новом мире одному скучно. Сами понимаете — даже тиранозавра показать некому.
Сама собой возникает идея создать кого-то разумного, чтобы за рюмкой чая поболтать можно было. Но стоп! Никаких разумных созданий! Нет уж, хватит — фауна еще ладно, тут просто деваться было некуда. Фауна, хотя бы, тупая. Но разумное создание?! Ни за что. Пора, наконец, вспомнить о том, что вы - добрый Демиург. Высокодуховный. И вы не опуститесь до создания разумной фауны. Пока вы властвуете над планетой, населенной деревьями и животными, все еще ничего. Но властвовать над подобными себе? Братьями по разуму? Нет, вы не хотите стать владельцем душ, Черным властелином. Поэтому, вы напрягаете свои демиурговы способности и... РОЖДАЕТЕ себе подобных. Сынов Демиурга, сынов Божиих, богов — равных вам, и вам неподвластных, не принадлежащих вам. Поступить иначе, то есть создать разумных как фауну, было бы мерзко и унизительно. Вы бы уподобились хищникам из числа созданных вами, получив власть над себе подобными. Но вы добрый Демиург, и вас отнюдь не прельщает нисхождение до уровня зверя.

И вот вы рождаете себе сынов. На самом деле, вы скорее всего начали бы с этого — еще до создания планетки, потому что создавать одному тоже скучно. Вместе веселее. Но мне так проще было рассказывать, поэтому пусть так.

И вот тут у вас вторично возникает проблема. Потому что сыны они на то и сыны, что свободны от вашей власти и могут свободно выбирать. И вот некоторые из них, намеренно ли, случайно ли — но перешли ту границу, которую отказались переходить вы. И создали таки себе разумную, подвластную им фауну. Потом с этой фауной была долгая история, но суть в том, что это оказалось необычайно кайфово — владеть себе подобными. Создать для разумной фауны те же условия — борьба и хищничество — что и для фауны обычной. И наблюдать за этой борьбой стало тысячекратно интереснее, чем за охотой тиранозавра на диплодока. Столкновения империй, цари и рабы, царицы и наложницы, битвы мечников и битвы танчиков... И не менее интересно стало участвовать в этой жизни разумной фауны на правах суперхищников, альфа-самцов человеческого вида. Переспать с принцессой, собрать себе гарем из человеческих женщин, устроить столкновение двух могучих империй, лениво смотреть из окна уютной кафешки на суетящийся, полунищий людской муравейник...


Оказалось, что опуститься на уровень зверя это очень ВКУСНО, особенно если дичь не зайчики, а разумные создания, чувствующие все так же, как и ты сам.
При таком подходе, зло выглядит не столько антагонистом добра, сколько предпочитаемым уровнем ощущений. Животным уровнем. Предпочитающий этот уровень, является или становится Зверем.

«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.»
— альфа-самец предлагает Христу стать бетой.


Ну а дальше, вы все знаете. Статус созданной полуживотной, полубожественной, смертной расы неизбежно оказался спорным. Политическая коллизия. И не только политическая, но и техническая, вспомните про необходимость хищничества в обычной фауне. Зло, получается, это не некое уродливое, ненужное, дьявольское отклонение от добра и света, а вполне себе закономерная, необходимая и даже неизбежная во вселенной вещь. Сами-то небось в танчики играетесь? Воюете? Стреляете? Кайф же? Кайф, конечно. Видите, не только для гепардов и тиранозавров этот уровень интересен. Он и для сынов божиих более чем годится. Тем более, для людей. Потому что это тоже жизнь, один из ее аспектов.

(Вы смотрели, ну скажем, "Падение черного ястреба"? Смогли бы вы жить в мире, где подобное невозможно в принципе, где войне НЕТ МЕСТА? Ой, сомневаюсь. Вы даже книжки без войнушки читать не станете. Может быть, это противоречие можно снять, но отменить войну и драйв хищника, драйв боевой движухи, нельзя. Да и не стоит, потому что враг же не дремлет ;) И где грань между драйвом подонка-хищника и драйвом героя-защитника от хищников? Она есть, есть конечно, и она очень важна. Но вот драйв...


- Поэтому жизни есть место красоте

И тогда, добро и зло это УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ, а не только понятия-антагонисты. Это живое противоречие. Злом, в привычном понимании слова, то есть мерзостью навроде сожжения детей в Кемерово, оно становится в случае переноса правил поведения и способов получения удовольствия из низкого уровня на уровень высокий, с уровня животных на уровень сынов демиурговых. Стоящих априори выше фауны. Это чудовищно, но и кайф от охоты на разумный вид, вдобавок себе подобный, на порядок сильнее.

Но если условный дьявол со ангелами его, это (условно) сыны демиурговы, сознательно, ради звериного кайфа, опустившиеся на уровень фауны, то мы с вами, изначально созданные как смертная фауна и для жизни по правилам фауны, и для охоты на нас как на фауну — мы что-то вроде химер, мутанты, результаты дьявольского эксперимента. Одноразовые волчары с разумом бессмертных демиургов. Вкусная добыча.

Отсюда, как обычно, интересны евангельские мотивы. Не только насчет крещения, о чем я подробно писал. Но и притча о зернах и плевелах, например, вообще сама евангельская парадигма ОТБОРА.
«Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;»
Проблема действительно сложная, простого и общего решения нет, поэтому — тупо и влоб, индивидуальный отбор. Этого берем, этого не берем. Ну а как иначе? Впрочем, даже и это еще очень оптимистичный сценарий.

Tags: религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments