Чем обычно ограничивают специализацию? Объемом рынка. Но это не совсем верно, точнее не всегда верно. Что дает специализация, почему она вообще выгодна? Две вещи она дает:
- Снижение себестоимости за счет массового производства
- Возможность создания сложного продукта
С себестоимостью все понятно, я думаю. А сложный продукт - это, например, автомобиль. Современный автомобиль довольно сложен и в проектировании, и в испытаниях, и в производстве. То есть, для создания автомобиля над ним должно потрудиться много тысяч человек - и соответственно, цена вопроса «создать и запустить новую модель» весьма велика. Следовательно, чтобы труд такого количества людей окупился - нужно продать достаточно много автомобилей.
Далее просто - чем выше объем рынка, тем более сложный автомобиль можно создать. То же касается многих других продуктов - например, компьютеров или софта.
А теперь, давайте подумаем: если бы объем автомобильного рынка (мирового) вырос бы раз в десять - стал бы средний автомобиль раза хотя бы в полтора-два сложнее? Нет. Потому что автомобили уже нащупали предел сложности, и сложнее они уже не станут. Более того, пошла обратная тенденция - автомобили стали становиться проще.
Рено запускает предельно простой Логан - и тот начинает пользоваться спросом не только на бедных рынках, но и в западной Европе! Потому что дешевая «просто машина».
Фольскваген уже почти завершил переход на модульный принцип создания автомобилей - из сравнительно универсальных «кирпичиков». Это - шаг к упрощению (не автомобиля, но процесса разработки и запуска моделей). А это - снижение специализации, как ни странно.
Крупные производители комплектующих выпускают настолько широкий спектр автозапчастей, что практически можно собирать автомобиль, открыв компанию «с нуля». Это я конечно утрирую, но тенденция примерно такая.
Другими словами, специализация «по сложности» при производстве автомобилей уперлась в ограничитель, и этот ограничитель не объем рынка - а достигнутый предел сложности автомобиля. Причем, автомобиль - это технически крайне сложный продукт из тысяч также довольно сложных деталей. А большая часть производимой в мире продукции значительно проще. И предел специализации при ее производстве, думаю, достигнут давно.
Более того, при достижении предела «специализации по сложности» происходит и другой интересный эффект. Опять-таки, на примере автомобилей: пока предел совершенства конструкции не был достигнут, и шло ее развитие - все автомобильные компании участвовали в «технологической гонке». В этой гонке были лидеры и отстающие - и удержаться в лидерах было нелегко!
Но вот предел достигнут - конструкция современного автомобиля уже вполне совершенна. И это значит... Да, время лидеров уходит. Скоро сделать автомобиль «сможет каждый». Планка перестала убегать вперед - и к планке подтягиваются все больше игроков. Они толпятся у планки, и их продукция становится, чем дальше - тем все более и более одинаковой, по техническому совершенству.
Это очень похоже на производство, например, компьютеров. Когда-то выпустить компьютер могла только научная корпорация. Но прошло время - и уже давно каждый «чайник», вооружившись отверткой и закупив на рынке «комплектуху» по списку, может дома собрать компьютер.
Конечно, производство автомобиля до такой степени не упростишь, да и процессы в автопроме идут медленнее. Но тем не менее, чем дальше - тем проще будет процесс разработки и производства автомобиля, и тем больше игроков будет в нем участвовать. И тем менее вкусным и прибыльным будет этот рынок.
И аналогичные процессы происходят (а в большинстве случаев и произошли) в производстве любой продукции. Специализация «по сложности» сначала растет, но в итоге всегда находит предел, а затем начинает снижаться.
---------------
Но тогда, может быть, специализация может расти «по цене», за счет более массового выпуска продукции? Тоже не всегда - потому что более массовый выпуск (при действительно больших масштабах) означает большую компанию. А большая компания всегда неповоротлива, оторвана от реальности, и несет значительные издержки. И чем больше выпуск (и значит ниже себестоимость) - тем больше компания (и значит выше себестоимость). В какой-то точке кривые пересекутся - это и будет предел специализации «по цене».
И как только этот предел достигнут - тут же, по аналогии с пределом «по сложности», к достигнутой планке начинают набегать новые, молодые игроки меньшего масштаба. И снова специализация падает.