greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:

О культуре

Культура - это уровень развития общества. Что такое культура, лучше всего понять из сопоставления низкой и высокой культуры, благо эти понятия практически иррелевантны историческим и национальным особенностям конкретных народов и эпох. Высокая культура везде высокая, низкая - везде низкая, закономерности общие.

Привычная нам культура может быть названа европейской или христианской (по происхождению), но это не региональная или религиозная специфика, а это именно уровень.

Давайте возьмем конкретный аспект, известный нам из Евангелий принцип "если тебя ударили по одной щеке, подставь вторую". Сегодня популярны две трактовки этого принципа:
- Церковь считает это универсальным принципом поведения, исходя из логики "потерпите здесь, на Земле, и Бог воздаст вам за это на Небесах". Фактически, речь идет о некоей "мистической" пользе страданий и униженного статуса, которые чем-то ценны в глазах Бога, так что Он взамен за это будет делать гражданами Царствия Небесного. Страдания самого Христа воспринимаются так же - Он бы мог не страдать за людей, но предпочел пострадать. Мог бы действовать силой, но предпочел умереть мучеником. Поскольку универсальность такого принципа входит в очевидное противоречие с общественной безопасностью и просто здравым смыслом, христианские богословы (дабы не узреть явную ошибку в своих рассуждения) перекладывают возмездие преступникам на государство, тем самым делая должностное поведение солдат, судей и полицейских "мистически" отдельным от их христианского поведения как частных лиц, то есть ты как бы перестаешь быть христианином, надевая погоны или мантию. Это типичная шиза, разумеется.
- Противники христианства считают его способом подавления населения, способом привития народу рабского менталитета. И надо сказать, что исходя из церковной трактовки христианства, трудно сделать другой вывод. Однако, эти товарищи вместе в водой выплескивают и ребенка.

Позволю себе предложить иную трактовку, которая делает христианские ценности (именно Христа, а не позднейших богословов, конечно) естественным элементом высокой культуры. Тем самым элементом, который - вопреки Церкви - сделал европейскую культуру высокой. В то время как будь правы критики христианства (и богословы, соответственно, тоже), христианская Европа должна была стать куда большей азиатчиной, чем Азия. Ну, рабский же менталитет воспитывался, не так ли?

Слова Христа насчет "подставить другую щеку" не носят, естественно, универсального характера. Кстати, как минимум один из учеников Христа носил меч и отрубил ухо одному из пришедших Его арестовать. На что Христос сказал ему вовсе не "чему я тебя учил, дурак?", а нечто вроде "забей, парень, сейчас мне придется дать себя арестовать, так надо".
Данный принцип христианства на самом деле давно привычен нам, как элемент высокой культуры. Так, в европейском обществе можно кинуть тортом в министра или облить водой собеседника во время теледебатов - и это не требует от "обиженного" мести "обидчику".

Речь идет о том, что человек, допустивший переход на личности, оскорбления или, тем более, рукоприкладство - с точки зрения культурного человека и культурного общества совершает нечто недопустимое, позорное и унижающее его самого, а не оппонента. И если получивший пощечину в ответ улыбается и подставляет вторую щеку, или в ответ на оскорбление обращается к оппоненту "мой уважаемый собеседник", он несомненно выигрывает.
Причем ударивший или оскорбивший чувствует свою вину за низкий поступок, и если ему хватает достоинства попросить прощения - то его еще и искренне прощают. После чего оба человека чувствуют взаимную признательность и единство нравственного и культурного уровня, который их объединяет.
Культурное общество - это общество всеобщей эмпатии.

Совершенно иначе ситуация выглядит в обществе низкой культуры. Даже за словесное оскорбление ты рискуешь быть убитым, потому что такое снести нельзя, если не хочешь потерять уважение и статус. С одной стороны, это удерживает членов общества от определенных поступков или неосторожных слов. С другой, это сдерживание садизма и жажды превосходства над ближним вынужденное, и оно немедленно отключается при виде бесправных, которых можно унижать или убивать безнаказанно. Отсюда традиционно рабская роль женщины в обществах низкой культуры - и традиционно равная или близкая к равной в обществах высокой культуры. (Жена эмира Дубая сбежала в Германию - почему именно в Германию, в Европу? :) А вот потому.)
Отсюда повсеместное рабовладение - которое, в частности, немедленно возродилось в некоторых регионах СССР, как только пропало "государственное принуждение к культуре". Отсюда родоплеменной строй - одиночка-индивидуум это всегда беззащитная мишень.

Именно высокая культура порождает такое явление, как научно-технический прогресс. Изобретатель и собственник бизнеса перестает быть беззащитным. Само понятие бизнеса это понятие из общества высокой культуры. В обществе низкой культуры бизнес и власть неразделимы, отсюда неизбежный регресс к рабовладению\феодализму.


Общества высокой культуры и низкой культуры исторически существовали изолированно, благодаря тотальному технологическому (и военному, как следствие) превосходству первых и расизму. Постепенно эта ситуация стала настолько стабильной, что общества высокой культуры потеряли иммунитет, то есть правила и навыки ведения дел с обществами низкой культуры или их представителями. В связи с массовой миграцией и угрозой террористической войны встал вопрос восстановления иммунитета, и это вопрос выживания обществ высокой культуры и высокой культуры как таковой.

Если немец изнасиловал немку - это редчайшее исключение, и такой человек в глазах общества предстает опустившимся подонком или опасным психопатом. Это общество высокой культуры. Если араб изнасиловал немку - он молодец, другие арабы будут его защищать, потому что считают это делом доблести и удовольствия, и они сами хотят делать то же. Это общество низкой культуры.


Иммунитет к представителям низкой культуры в обществе высокой культуры - отдельным ущербным единицам из числа соотечественников, или целым малокультурным нациям - это такая же часть высокой культуры, как и цивилизованное отношение между своими. Национализм в этом отношении можно сравнить с пистолетом - вы можете носить пистолет, потому что вам нравится убивать людей. А можете носить пистолет, потому что вы знаете, что есть некоторые, которым нравится убивать людей. Для дикого народа нацизм - естественная часть менталитета, все дикари нацисты. Для культурного народа национализм - это исключительно оружие против нацистов.

Например, в рамках высокой культуры понятие коллективной ответственности - вещь совершенно недопустимая, архаичная, дикая. И одновременно совершенно нормальная, когда культурное общество сталкивается с малокультурным, которое иного отношения просто не понимает.

Подставить вторую щеку - лучший принцип в отношении ударившего тебя культурного человека, который завтра придет извиняться за поступок, ибо ему стыдно. Но это глупый принцип в отношении дикаря, для которого чужая слабость создает ощущение возможности безнаказанно получать садистское удовольствие, а вид крови дикаря вообще приводит в состояние кровожадного исступления, когда рациональные соображения и даже страх последствий отступают перед непреодолимым желанием убить. Примеры мы видели много раз в криминальной хронике "дружбы народов".

Высокая культура - это сочетание эмпатии, рефлексивности и рациональности. Поэтому "двойные стандарты" в отношении носителей низкой культуры неизбежны.
В обществе низкой культуры один стандарт, дикарский. В неопытном обществе высокой культуры тоже один стандарт, гуманный. В опытном обществе высокой культуры стандартов два. Для культурных людей и для жестоких дикарей.

Европа сейчас этому учится. Учится, когда узнает, что спасенные тобой от войны, голода и геноцида беженцы считают нормальным делом насиловать женщин той страны, что их спасла и накормила. Европе тяжело этому учиться, потому что она исторически недавно сама имела опыт рецидива того самого низкокультурного нацизма, последний так сказать выплеск архаичной ментальности. Она это в себе преодолела, и теперь ей предстоит взять новую планку - подавив мерзость в себе, учиться работать с теми народами, в которых она в самом что ни на есть расцвете.

Русским гораздо легче - они нацизм победили как внешнего врага, и привычка видеть нациста и подонка не в себе, а в представителях вражеской нации подонков для нас естественна. У нас нет чувства вины - мы не вели колониальные войны за угнетение других народов, мы не отрезали пальцы индийским ткачам, мы не сжигали немецких детей во славу Третьего Рима, не строили концлагерей для евреев и так далее и тому подобное. При этом с нами как раз аналогичным образом поступали. И поступают. Поэтому в русских не то что нет толерантности к дикарям, она у нас отрицательная. Для нас после ВОВ, а тем более сегодня двойной стандарт это естественный элемент культуры. У нас есть необходимый опыт, обошедшийся нам очень дорого. К сожалению, у нас есть другие проблемы, в частности наше общество малосвязное и с низкой эмпатией, то есть нас не надо считать более культурными, чем европейцы. Мы значительно менее культурны (в массе), просто вот в данном конкретном аспекте у нас есть историческое преимущество.

Поэтому "нетолерантный" Путин производит фурор на Западе своими высказываниями о проблеме мигрантов и потерявшем актуальность либерализме. Остается только сожалеть, что его реальная политика внутри РФ противоречит его собственным словам чуть более, чем полностью.

ПС. Можно привести в качестве примера Израиль, который тоже был создан людьми, не испытывавшими вины за нацизм, зато живущими рядом с арабами, и построившими национальное (в том числе в узком, этническом смысле) государство.

Tags: политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments