брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему:
не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
— Евангелие от Иоанна
Несмотря на религиозный контекст, здесь нет никакой мистики, которую так любят разводить наши богословы. Иисус доносит до ученика простое правило, неизбежное для общества бессмертных. Это правило вытекает из ранее описанного понятия легитимности.
Легитимность - жесткая штука. До крайности жесткая. То, что ты сделал другому - то же можно сделать и с тобой. Государство есть (его не может не быть), но тут оно не вправе вмешаться. Надежда виновного - как ни странно - на суд.
Действие рождает противодействие, угроза рождает общественный навык дистанцирования от угрозы. Общество не может уйти от понятия легитимности, не может уйти от права каждого на возмездие, иначе оно перестанет быть обществом, иначе свободные станут рабами. (Царствие небесное - это вам не Российская Федерация). Но легитимность - штука кристально справедливая. Настолько справедливая, что страшно становится.
Отсюда важность прощения. Ты, конечно, можешь потребовать возмездия или, при желании и возможности, осуществить его сам. Но иногда лучше простить. Потому что на суде зачтется. Ты прощал? Так как не простить тебе? Тут ведь и присяжные восколеблются - им тоже хочется, случись что, быть прощенными.
Поэтому общество, чья правовая система базируется на легитимности действий, то есть на праве неограниченного мщения, с неизбежностью порождает культуру прощения. Так возникает баланс справедливости и доброты :)
Манеры общения всегда становятся вежливым, когда каждый должен отвечать за свои поступки собственной жизнью.
— Роберт Хайнлайн
ПС. Характерно выражение Петра, который спрашивает о прощении не человека вообще, а "брата моего". Это "внутрикультурное". Вовне, на дикарей, которым плевать на легитимность их действий, туда где "плач и скрежет зубов", культура прощения не распространяется. и распространяться не может. Опять этот долбаный расизм - мол, некоторые люди некультурны и доброты и прощения не оценят, слабостью сочтут.
"Перед свиньями". Да уж, Христос был не шибко мультикультурен, увы и ах. А кто такие "псы", это наверное заслуживает отдельного рассказа.
ПС. Характерно выражение Петра, который спрашивает о прощении не человека вообще, а "брата моего". Это "внутрикультурное". Вовне, на дикарей, которым плевать на легитимность их действий, туда где "плач и скрежет зубов", культура прощения не распространяется. и распространяться не может. Опять этот долбаный расизм - мол, некоторые люди некультурны и доброты и прощения не оценят, слабостью сочтут.
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
— Евангелие от Матфея
— Евангелие от Матфея
"Перед свиньями". Да уж, Христос был не шибко мультикультурен, увы и ах. А кто такие "псы", это наверное заслуживает отдельного рассказа.