согласно "идее копирайта", граждане платят свои кровные денежки за лицензионные копии продукта. Таким путем оплачивается деятельность "авторов" продукции (музыкантов, писателей, программеров и пр.)
В чем суть копирайта? Его модель проста: есть 1 автор и 1000 покупателей. Покупатели платят автору по 1 доллару, в результате автор имеет 1000 долларов, а покупатели по 1 копии продукта для личных целей. В итоге, покупатели оплачивают труд автора, голосуя своим долларом за него.
Как эту систему можно оптимизировать? Никак. Ее можно оптимизировать, только опустившись на уровень глубже - добавив в систему посредников (продюсеры, издатели, магазины, рекламщики..) и, главное, законодательство о копирайте. Там есть поле для оптимизации. Но сама основа, сама идея копирайта совершенна и прекрасна. Основа эта - рынок.
Теперь представьте, мы отменяем копирайт. Что происходит с моделью?
Утрачивается жесткая связь (через покупку за свои кровные) между автором и покупателями.
В результате, дальше у нас есть поле для
Так как жесткая и прямая связь утеряна, можно соорудить любую конструкцию на свой вкус.
1. Можно просто отменить копирайт и все, без каких-либо дополнительных мер. В результате, как автор может получить деньги на свой труд? Есть лишь два способа:
- попросить пользователей оплатить его труд. Легко догадаться, что автор получит куда меньше, чем если покупатель будет обязан платить.
- "шантажировать" пользователей, по типу "пока вы не заплатите мне 1000 долларов в общей сложности, я книгу не опубликую". Легко догадаться, что в этом случае многие из 1000 покупателей будут думать "я подожду, пока другие заплатят - и потом скачаю". То есть, из условной 1000 потенц покупателей, автор наскребет лишь малый процент от 1000 долларов (если предположить, что каждый готов платить по 1 доллару). Иначе, как вы понимаете, вместо продажи билетов в цирк - в конце представления ходили бы по рядам зрителей "с шапкой".
Да, и еще автор может работат безплатно. Не отрицая права автора трудиться для аудитории безплатно (если у него есть такая возможность и желание), саму мысль о всеобщем безплатном производстве в отраслях музыки, софта и книг я оставлю социалистам. Пусть они
2. Можно взамен копирайта придумать нечто иное, иную систему.
На первый взгляд кажется, что можно придумать миллион альтернативных моделей. Так и есть, но это многообразие кажущееся.
"Мэнский эксперимент" тому кстати пример.
Если автор не имеет права заставить покупателя заплатить за приобретаемую копию продукта, то как еще "донести" деньги покупателя до автора? Ну как же - при помощи альтернативной системы! Ну да, допустим, систему донесения денег до авторов еще можно придумать. Но откуда деньги? Ну разумеется от покупателей! Но они же не обязаны платить автору за продукт... тогда откуда в "системе оплаты авторам" возьмутся деньги?
Либо из бюджета (а это налог на покупателей), либо от покупателей... и тоже при помощи налога! Ведь надо же заставить их платить, в конечном счете. Иначе откуда деньги в системе? Не хотите платить сами добровольно за копию - будете платить налог принудительно. Вот и вся альтернатива.
Но налог и централизованная система распределения бабла - это всегда потери, это всегда коррупция, это всегда неэффективность, это всегда зависимость автора от чиновника который платит, это всегда невозможность "легкого старта" для автора-новичка...
---------------------
Таким образом, мы имеем в плане денег следующие последствия при отмене копирайта:
- либо авторы не получают денег вообще (представьте себе рынок книг-кино-софта-музыки в этом случае...)
- либо авторы получают очень незначительное количество денег, по сравнению с системой копирайта (это равно предыдущему варианту, только помягче), причем платят только самые честные и неленивые пользователи, а нечестные и ленивые экономят свое время и деньги.
- либо авторы получают деньги централизованно согласно некоей формальной госсистеме, а деньги собираются в виде обязаловки типа налога. Последствия предказуемы..
Выводы сошлись полностью с выводами предыдущих постов, что характерно.