Смотрите, традиционно - и естественно вроде бы - проблема теодицеи рассматривается исключительно в моральной плоскости. Вопрос ведь в том, как благой и любящий Бог (боги, высшие силы, прогрессоры - в зависимости от ваших взглядов) попускает страдания невинных. Невинных! Таким образом, вопрос выглядит исключительно моральным.
Ранее я предлагал выход из этой ситуации через отбрасывание голословного утверждения богословов о всемогуществе Бога. Достаточно предположить, что Бог имеет военные, технические или правовые проблемы с помощью людям, вопрос решается. Правовая гипотеза позволяет объяснить и странности миссии Христа, известные из Евангелий.
Но теперь, я готов вам предложить объяснение, которое позволяет учесть если не всемогущество (всемогущество, увы, исключает земную историю человечества в принципе), то по крайней мере наличие возможности помочь людям. Суть в том, что наше моральное отношение к кому-то зависит не только от моральных качеств, наших и нуждающегося в помощи объекта.
Вы конечно же знаете, что такое "премия Дарвина". И можете привести примеры. Мой любимый - про простых американских парней, которые решили прыгнуть с моста на резинке (банджи-джампинг). Они купили резинку, привязали к мосту и первый из смельчаков прыгнул. Следствие показало, что длина резинки в нерастянутом состоянии превышала высоту моста на несколько метров.
Так вот, суть моей идеи можно выразить фразой "сочувствие не распространяется на придурков". Конечно, если вы видите тонущего человека, вы постараетесь его спасти не задумываясь о том, умный он или глупый, да вам это и неизвестно. Однако, если вы видите перед собой группу явных придурков, ваше отношение к их проблемам становится, как правило, индиферрентным.
Видите ли, мораль как таковая основана на эмпатии. Слишком большая разница в интеллекте, если она имеет место в пределах одного вида, приводит к тому, что вместо эмпатии человек начинает испытывать прямо обратные ощущения. Если кошка разобьется, свалившись с дерева, всякий нормальный человек ее пожалеет - но это кошка, ее с собой не сравнивают и в глупости не обвиняют. А вот когда некий придурок прыгает с моста на резинке, длина которой больше высоты моста, то кроме ржача и шуток про "добровольное очищение генофонда" вы ничего не услышите.
Мы с вами смотрим на ситуацию с человечеством изнутри, и любая проблема например нашей страны - это и наша проблема, никуда не денешься. Да и то, разве вас не возумащют люди, которые например голосуют на выборах так, "как могут голосовать только заведомые дебилы"? А уж при взгляде со стороны все многократно сильнее, и возникает неизбежный эффект снобизма. Индусы ритуально моются в Ганге, полном трупов и нечистот. Ну, сами себе бакланы, да. Люди друг друга убивают - по мотивам, по которым могут убивать только конченые придурки. Люди собрались на площади и весело сжигают еретика - за утверждения, которые ни оный еретик, ни они сами не могут проверить. Ну вот и всё. Вопрос переходит из моральной плоскости в совсем другую.
Или взять тот же расизм. Что в мягкой форме апартеида, что в жесткой форме "истребления неполноценных" - он ведь основан вовсе не на утверждении, что те или иные расы и этносы "плохие", в смысле аморальные. Такого никто не утверждал никогда. Нет, расизм основан на идее именно интеллектуальной неполноценности народов. Трудно истреблять или обращать в рабство людей "потому что они плохие" - ведь среди них могут быть и хорошие, и хороших даже может быть много. Ты убьешь тысячу, а среди них был один хороший человек - ты уже себе этого не простишь никогда. А если хороших людей было 100? А если 500? И совсем другое дело, если "они просто недоразвитые придурки", и ты всего лишь помогаешь закону Дарвина сделать свое дело. Вот тут эмпатия отключается вполне эффективно. То есть механизм в нас уже заложен. Такого же, как мы - и на пару лет в тюрьму без доказательств вины не поместишь. А вот того, кто "недо-", можно и в пожизненное рабство определить, причем это даже можно проделать, считая себя гуманистом и ничего против этих "недо-" не имея совершенно.
И вот если посмотреть на человечество этак свысока, как на тех простых американских парней с резинкой на мосту, то отстраненная позиция прекрасно объясняется. Вуаля.