greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:

Острие копья

Навеяно: https://ivanov-petrov.livejournal.com/2324567.html

Жанр художественной литературы основан на потребности в эскапизме (и не только литературы, конечно - даже, например, морской пейзаж на стене это эскапизм). Сила и притягательность для нас худ. литературы - это сила и притягательность иного образа реальности. Образа другого мира или других обстоятельств. Образа, в котором хочется пожить хотя бы немного и виртуально.

Таким образом, всякий автор является в первую очередь не продвигателем каких-то идей (даже если он стремится их продвигать), а представителем своей аудитории, выразителем ее проблемы, выраженной в нехватке чего-то в их реальной жизни. Любая худ. книга - это от 0 до 10% "смыслов", а остальные 90% это эскапизм. Иначе просто никто не будет читать. Иначе это будет не художественное произведение.
Что Пушкин с его реализмом, что Донцова с ее женскими романами, что Ефремов с идеологической фантастикой, что Роулинг или Толкиен со сказками для взрослых, что Круз с его реалистичными приключениями, и тд и тп. Они все художники-эскаписты, они острие копья, состоящего из неудовлетворенных и озабоченных чем-то читателей.


Чем читатели не удовлетворены, сразу видно по роману. Для этого не надо вдумываться в смысл книги, а-ля "что нам хотел сказать Пушкин этим произведением?". Что-то хотел, наверняка. Это не столь важно, на самом деле. Важнее, КУДА удирает читатель вслед за автором, когда меняет несколько часов своей реальной жизни на виртуальный образ иной реальности.

Для кого писал Пушкин? Для дворян. Для людей, у которых все было, для людей лично свободных. Поэтому например "Евгений Онегин" посвящен личным переживаниям, любви и связанным с ней эмоциям. Современный аналог - Дарья Донцова с ее романами для женщин (смешно).

Для кого писал Андрей Круз? Для читателя-мужчины, жизнь которого однообразна и монотонна, а правовой его статус лучше всего описывается словом "раб". Поэтому читатель Круза сбегает от реальности в мир дикой природы, свободы, приключений, огнестрельного оружия и права оным оружием оную свободу невозбранно защищать.

Классическая же НФ сегодня слаба и не столь популярна в сравнении, скажем, с попаданчеством - потому что она ставит примочки не на больную мозоль читателя, а куда-то мимо, где у него максимум немного чешется. Это как умирающему от жажды человеку пытаться продать телескоп, мол "если до ночи доживешь - сможешь на звезды посмотреть!".
Классическая НФ сегодня выглядит циничной издевкой над читателем. "Тебе из дома выходить запретили? Серьезно? Вау, может хочешь почитать про полет к Альфе Центавра? "
Subscribe

  • Легенда о Мордоре

    Жили-были люди в прекрасном Розовом королевстве, жили неплохо и в общем счастливо, и все было бы у них прекрасно, если бы не одна досадная проблема.…

  • Политическая схоластика

    Как мыслили, и до сих пор мыслят богословы, когда речь идет о богословии? Они мыслили взаимосключающими (это важно) понятиями "добро-зло" и их…

  • Страх убивает разум

    https://alex-rozoff.livejournal.com/416517.html Да, страх убивает разум. Но в чем причина страха? Сколько книг написано о вещах, казалось бы, куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments