greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:

В продолжение темы. Карлсон улетел, но обещал вернуться.

Навеяно: https://anlazz.livejournal.com/618452.html

Отказ от иерархичности прямо связан с прогрессом, и связь тут двойная - и на уровне устройства социума, и на уровне психики - каковая завязана на мораль, а мораль традиционно на религию. Протестантизм, с его отказом от священной иерархии вообще и собраниями вместо богослужений, круче католицизма. Католицизм, где есть иерархия и храмы, но священник в цивильном платье, а прихожане на мессе сидят - круче РПЦ, где золото, иконы и на "службе" стоят, периодически кладя поклоны.
Иерархия власти убивает прогресс на уровне не только политэкономическом, но даже и психическом. Элемент власти в психике человека блокирует творческий элемент, потому что любое творчество это по своей внутренней природе даже не то, чтобы бунтарство, а проявление внутренней автономности. "Отсебятина". С иерархичной, доминантной психикой несовместимая. Доминантность это романтизация власти и страдания - тебя начальство, ты подчиненных. Ты исполняешь приказы, ты отдаешь приказы.

Мне кажется, перманентное отставание русской военной (полководческой, организаторской, стратегической и тактической) мысли обусловлено психикой командования. Постоянное заимствование, догоняние постфактум после обнаружения отставания. "Англичане ружья кирпичом не чистят", "немцы танковые дивизии насыщают мотопехотой и артиллерией", "ой, воюют-то нынче дронами", и так без конца. Ну извините, зато у вас власть и послушание - это же святое. Зато все к ногтю прижаты, это приятно.

Мне кажется, что китайцы неслучайно так вцепились в коммунизм и не отдают. Важна некая основа, которая закладывает в психике принцип равенства человека человеку. "Вельможи да не правят вами, и кто из вас больше, тот да будет вам слугой" - нужна идеологическая основа, чтобы вот на этом вот удержаться, не слиться обратно в унитаз рабства, покорности и деградации. В Европе Лютер поднял на знамя Евангелие, американцы сочинили себе конституцию, а китайцы подняли на знамя коммунизм. Коммунизм в Китае привел к массе проблем, но китайцы не отказались от коммунизма - чтобы не остаться у разбитого корыта. Если люди чего-то не понимают умом, нужно заменить это идеологией, авторитетом. Ну и знамя, конечно, в любом случае нужно.

В постсоветской РФ отказались от коммунизма, и мало того, вернулись "к корням", к православию - и получили культ власти над человеком во всей красе. Упали в азию глубже всякой Азии. Утратился внутренний стопор перед насилием, законы (по инерции еще защищающие какие-то там права, свободы и равенство людей) стали казаться смешными - не только бандитам, но даже и людям в погонах. Чиновники порой не выдерживают и прямо говорят, что думают о рядовом пипле, презрение льется ведрами прямо на голову - пипл конечно возмущен, но совершенно напрасно. А собственно почему чиновник, который имеет СТАТУС (в отличие от вас, ничтожества), должен к вам относиться как-то иначе? По-че-му?

Вы хотите, чтобы он вам служил или, по крайней мере, знал что должен вам служить, и чувствовал бы моральную неправоту, если поступает иначе. А он не чувствует. Этот чиновник, он же тоже человек, и в абсолютном большинстве случаев человек он простой. За моралью он теперь куда может сходить? Либо на просвещенный запад, либо в церкву. На западе сегодня учат стоять на коленях и целовать ботинки, а церкве тоже учат стоять на коленях и целовать ручки. Ну, чувак в церкву сходил, ручку поцеловал (еще и денег дал, так что целовал-то может и он, но и круче реально он, а не поп), и вышел чувак из церквы с убеждением, что теперь очередь всех остальных ему руки целовать. Или лучше ботинки, это моднее, это самый тренд. Он самому Богу уподобляется, как власть имеющий. Тот Господь над рабами своими, и он, грешный азъ пред Богом, но солидный господин над нижестоящими, кои ему служить должны. И поп на приходе так же. А над попом епископ - и все вокруг знают страх Божий, начальство свято, ныне и во веки веков, аминь *закадровый журчащий звук слива страны в унитаз*


Проблема в уровне развития. Грубо говоря - планета обезьян. Обезьяна может вести себя или как обезьяна, естественно для нее, или ей надо кому-то по-обезьяньи подражать. Сама обезьяна по-человечески не может себя вести, потому что для рефлексии побеждающих ее инстинктов ей не хватает ума.

Чикатило не понимал своих обезьяньих садистских побуждений, своего стремления к власти над жертвой, но, когда его поймали, то он очень их стеснялся. Потому что это в обществе было неприлично. А если бы это в обществе было прилично? Сколько миллионов чикатил мы бы получили?

Поэтому очень важен некий идеологический якорь, который удерживает общество в рамках приличий, удерживает обезьян от привычного сексуального удовольствия власти над ближним, ведущего вроде бы уже безхвостых и привыкших бриться и мыться почти-людей обратно, на родную банановую пальму. Они сами не понимают, что творят, какова их мотивация, не понимают что такое власть, что они публично делают неприличные вещи, что они жЫвотные, чикатилы недоделанные. "Прости им отче, они не ведают, что творят" - сказано в адрес римских солдат, веселившихся при виде мучений человека. Многое ли изменилось с тех пор?

Казалось, что да. Что изменилось многое и главное, изменилось уже навсегда. Что обществом, по крайне мере передовыми странами, взята некая планка. Моральная. Что нацизм в Европе и репрессии в раннем СССР это последнее вздох средневековья, последний отблеск адского костра. (Ну ладно, еще Вьетнам - хотя Вьетнам уже вызвал массовые протесты, а не факельные шествия, нет). Что обе передовые системы, на которые ориентировался мир, либеральная и социалистическая, преодолели-таки свои первородные грехи.

Увы. "Не смогла я, не смогла". Фонарик погас, батарейки сели. Начался отсчет количества пробиваний очередного дна.

Ужас в том, что казавшееся фундаментом оказалось, по факту, надстройкой. Демократия, которая считалась базисом западного общества, оказалась инструментом управленцев. Стала мешаться в салоне - убрали в багажник. В Союзе демократии не было, была идея социализма, примата интересов народа - воевали-воевали, и что? Списали. И там и там списали то, чем гордились более всего.


Дошли до того, что воскресили и освятили самый-самый жупел, то, что еще совсем недавно заклеймили как величайший позор уже не средневекового, а относительно современного, просвещенного человечества - расизм, нацизм, насильственные медицинские опыты и неравенство по половому признаку. Да, вывернули наизнанку и усилили на порядок: теперь унижены должны быть белые, а не черные, мужчины, а не женщины, большинство, а не меньшинство, и опыты не в концлагере на пленных, а сразу и на всех. На евреях при Гитлере, получается, только обкатали.


Предыдущие системы, даже проявляя жестокость и несправедливость, стремились вверх, к прогрессу. Прогрессу и взлету в светлое будущее кто-то досадно мешал - кулаки, евреи, славяне, капиталисты, коммунисты, нехватка жизненного пространства... Проблему стремились убрать, не особенно заморачиваясь в средствах. Но вектор, вектор-то был вверх. Творились ужасные вещи, но каждый творящий ужасные вещи знал и верил - это не цель, а средство. А цель - благородна и высока.

Русский или еврей - унтерменши, их не жалко, но признавалось, что их уничтожение это жестокость. Жестокость не возвеличивалась, а оправдывалась, по возможности всячески скрывалась от непричастных масс (немцев начали водить на экскурсии в концлагеря не при Гитлере, нет, а только после победы над Гитлером)- и оправдывалась тем, что есть уберменши, во благо которых творится жестокость. И это тоже объяснялось в духе прогресса - уберменши потому уберменши, что они прекраснее, умнее, цивилизованнее, они более развиты. Остальных не жалко - но это потому, что они неполноценные, не совсем люди, полуживотные. Ну, как преступники - даже если вам их по-человечески жаль, но когда стоит выбор между хорошим человеком и преступником, что поделать? То есть, невозможно представить героем тогдашней идеологии сильно загорелого Джона Флойда - преступника, дегенерата, грабителя и садиста. И равным образом, невозможно представить себе идею вставания на колени - пусть не перед очевидным выродком, а даже перед настоящим героем. Героев чтили, выродков презирали, но идеология требовали вставать на уровень с героями, а не унижаться перед уродами.

Мой любимый пример, уже не помню где вычитанный - немецкие солдаты отправляли посылочки с награбленным на фронте, нах фатерлянд (на мешочек цепляли бумажку с адресом, милота), и Гитлер как-то лично вник в ситуацию, когда одна такая посылочка не дошла. То есть Гитлер был кем угодно, но не врагом народа. Представить себе Гитлера говорящим немцам "макарошки всегда стоят одинаково" невозможно.

То есть, даже самые ужасные идеологии и практики - претендовали на благородство и претендовали на прогресс. Сегодня наоборот. Что случилось? У обезьян исчезла идейная база. Капитализм кончился, социализм слили, кто остался на трубе? Никого. Обезьяны обнаружили себя среди обезьян, и наконец перестали стесняться - теперь можно бросать какашки в тех, кто сидит ниже. Вау! Это так весело, оказывается! И самок у них отобрать! И с мигалками мимо этих лохов ездить! Вау-вау-вау!!!

Тем не менее, цивилизация де-факто успела уйти вперед, кто-то вошел во вкус жизни по-человечески и ему совсем не надо обратно на пальму. Но как объяснить остальным, что на пальму - не надо? Очень сложно объяснить, потому что обезьянам не объяснишь, нужен пример, а чтобы обезьяны стали косплеить кого-то, им нужен авторитетЪ. Альфа-самецЪ. СталинЪ. Или Христос - но не такой, которого можно гвоздями к деревяшке прибить, чтобы не мешал серьезным людям гешефт делать, а другой, более убедительный Христос.

Вернувшийся в силах тяжких.
Tags: религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments