greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Categories:

Легенда о Мордоре

Жили-были люди в прекрасном Розовом королевстве, жили неплохо и в общем счастливо, и все было бы у них прекрасно, если бы не одна досадная проблема. Прямо рядом с королевством, за Чернолесьем, располагался зловещий черный Мордор. Никто не помнил, как возник Мордор, хотя в легендах говорилось, что в древности его не существовало. Из Мордора регулярно приходили с набегами орки - с целью пограбить, поубивать и понасиловать.
Воины королевства создавали заставы на границе и засады на тропах, а работяги, пахари и кузнецы ложились спать с мечом у изголовья кровати. В любой момент можно было ожидать крика "орки", и вся деревня хватала мечи и бежала к частоколу. Так продолжалось пару веков.

Наконец, терпение людей лопнуло. Король Арагорн, впоследствии прозванный Славным, собрал огромное войско. Люди отправились в мегапоход, в мегабитве разбили орков, после чего сровняли Мордор с землей, а Саурона утопили в жерле Ородруина. Настал мир и покой, и люди забыли, что такое опасность и насилие. Лишь памятники героям Великой войны напоминали о былом.

Тем временем, в Мордоре начали работать археологи, с целью выяснить - откуда же взялось этакое зло? Но единственное, что им удалось обнаружить - это что Мордор разрушался и отстраивался заново уже пять раз. Все удивились, конечно, но за бесполезностью этой информации быстро ее забыли.

Прошла пара веков. В какой-то момент люди вдруг осознали, что их светлое Розовое королевство стало почему-то походить на мрачный Мордор. Что их грабят, иногда даже убивают и насилуют. Что каждый новый их король все более и более становился похож на Саурона, каждое новое поколение баронов, стражников и сборщиков налогов - на орков, что каждый год увеличиваются налоги, а законы становятся похожи на правила тюремного распорядка для заключенных.

Но если в старину орки приходили лишь иногда и их вполне можно было убить, то новые орки жили рядом, правили людьми и любые попытки им воспротивиться жестоко карались. Впрочем, никто и не сопротивлялся, ибо что могли сделать жители деревни против всей королевской рати? К тому же всякое оружие было еще век назад запрещено для всех, кроме стражников и баронов.

Однако, в какой-то удобный момент, люди все же восстали по всей стране, и снова была мегабитва, и добро опять победило зло.
Люди избрали нового, доброго короля, которым стал вождь восставших. После коронации король вышел на площадь к народу и сказал:
- братья, давайте вместе решим, что нам сделать с пленными - стражниками, баронами и старым королем. Площадь разразилась криками и проклятиями:
- Повесить их всех!
- Утопить бывшего короля в жерле Ородруина!
- Он хуже Саурона!
- Они все хуже орков!

Король подождал, пока все выговорятся и сказал:
- Я и сам думал что-то вроде этого, и даже мысль насчет Ородруина меня посещала. Но вчера ко мне пришел один старый философ, и он переубедил меня. Дадим ему слово.

Философ вышел из толпы, огладил длинную белую бороду и обратился к людям с такими словами:
- Братья, мы сегодня снова победили, как и двести лет назад. (Крики "Ура!" в толпе). Но, давайте не будем снова наступать на те же грабли. Ведь все наши беды начались с того, что мы уничтожили Мордор. Мы отвыкли держать в руках меч, мы разучились убивать. Наши стражники и бароны, за отсутствием иного применения своей силе, обратили ее против нас. Наш народ был един, пока мы все боролись с врагом, а когда враг исчез, мы стали бороться друг с другом. Саурона казнили, орков казнили, но это привело лишь к тому, что в сауронов и орков начали превращаться наши короли, бароны и стражники.
Вспомните славных баронов времен Великой войны, памятники которым стоят по всей стране! Вспомните короля Арагорна Славного, который лично пинком отправил Саурона в огненную пропасть! Почему теперешние бароны и короли не такие? Не потому ли, что они больше не сражаются против орков вместе с нами?
Так давайте же не будем казнить этих мерзавцев, которых вы сами сравниваете с орками. Давайте отправим их туда, где им место - в Мордор. Пусть злодеи там плодятся и размножаются, ибо как это не странно прозвучит, но похоже что Мордор необходим нам, чтобы самим не превращаться в Мордор.

Народ задумался, заспорил, и в конце концов король объявил голосование. Мнение мудреца победило, хоть и с небольшим перевесом.

Так Мордор был отстроен в шестой раз.

-------

Король же, уходя с площади, пригласил философа к себе во дворец на рюмку чая. Усевшись у камина с кубками в руках, король с философом повели философскую беседу.
- Вы вчера рассказали мне, как догадались про полезность Мордора: случайно прочитав старинный отчет археологов, проводивших там раскопки, - сказал король. - И вы очень убедительно объяснили мне тогда и всему народу сегодня, как именно победа над Мордором приводит к бедам куда худшим, чем те, что создавал Мордор. То есть, как оно произошло, понятно.

Но я не понимаю, как бы это сказать, - король щелкнул пальцами, - в чем глубинная суть этого явления. Да, люди разучились держать оружие, разучились убивать, как вы сказали. Но зачем им убивать? Почему не жить по-доброму друг с другом? Да, было зло, но его победили, так почему же оно вернулось, поселившись среди нас?
Почему победа добра над злом привела не к торжеству добра, а к торжеству зла? Ведь зло же было уничтожено! Неужели это потому, что нам, людям, надо все время с кем-то бороться, и если нет врага, то мы начинаем бороться с друзьями?

- Бороться, наверное, тоже надо, - ответил философ. - Недаром всякий мальчишка бегает с деревянным мечом, играя с друзьями в короля Арагорна и орков. Это часть мужской природы. Но ведь никакой войны после победы над Сауроном не было. Прошлый король со своими баронами вовсе не боролся с подданными, он их просто грабил налогами и унижал законами. Разве в такое играют мальчишки? Может быть, мужчине и нужны военные игры, оружие и приключения, но ведь ничего этого не было последние двести лет. Разве можно сказать, что грабя беззащитных людей, стражники вели себя как мужчины, мечтающие о воинских делах и приключениях? Нет, думаю, что не эта мужская склонность привела нас ко злу. Скорее наоборот, можно было подумать, что мы превратились в подкаблучников, которыми правят женщины.

- Тогда откуда еще могло взяться оно в нашем обществе? - спросил король. - Почему в нем с каждым годом росло зло, хотя после победы были все условия, чтобы росло добро? Почему сейчас мы своими руками вынуждены создавать новое зло, и это во имя добра-то!

- Ну что вы, ваше величество!, - улыбнулся философ. - Мы сейчас вовсе не создаем зло. Мы лишь выделяем ему место, тем самым отделяя его от себя.

- То есть зло в нас самих? Мы на самом деле злы, даже если кажемся себе добрыми? Но как же тогда мы можем отделить зло от себя, поместив его в Мордор?

- В том-то и дело, что мы его не совсем отделяем. Ведь скоро бывшие стражники, а теперь орки, начнут набеги. Если бы мы изолировали Мордор, например перегородив континент непреодолимой магической стеной, скоро на обеих половинах континента возникло бы по Мордору. Мы не отделяем Мордор, а противопоставляем себя ему, оставаясь в постоянном взаимодействии с ним.
Дело не в том, есть ли в нас зло или есть ли среди нас злые люди. Предположим на минуту, что нет ни того, ни другого.

- Ну, позвольте, - перебил король, - но ведь все мы хоть капельку злы. Мы ж не ангелы, даже лучшие из нас! Разве я или вы безгрешны? Может быть, из этих искорок зла и разгорается впоследствии пламя?

- Ваше величество, вы сейчас ищите зло, как некую субстанцию, скрыто находящуюся в человеке

- А разве не так?, - изумился король.

- Нет, не так, - покачал головой советник. Не ищите этого в людях. Это не субстанция, это скорее поле, которое подчиняет себе людей и их желания. Как магнит, который притягивает к себе железные гвозди.

- Вы имеете в виду дьявола, который своими кознями превращает людей в злодеев?, - король рассмеялся.

- Видите, вам самому смешно. Потому что очевидно, что если даже дьявол есть, то уничтожь мы его, ничего не изменится. Поле создается людьми, но не самим человеком в силу его личных добрых или злых устремлений, а силой его взаимоотношений с другими. Самим фактом того, что такие отношения существуют.

- Как факт наличия отношений может создавать зло и добро?

- Очень просто. Представьте, что во Вселенной остался лишь один человек, например вы. Сможете ли вы причинить кому-то зло или сделать добро? Нет, ибо некому. Зло и добро не внутри вас возникает, а наводится снаружи. Стоит появиться другим вокруг вас, и вы уже можете творить и зло и добро, и другие тоже могут. Вот эта возможность, которая возникает между людьми, она и порождает добро и зло, вызывая их к жизни в людях.

- Но если зло не в нас, зачем же нам делать другим зло? Мы могли бы ограничиться добром!

- Не могли бы. Потому что сама нереализованная, но существующая в обществе, доступная то есть, возможность делать зло - работает, как магнит. Если есть возможность, например, угнетать людей - рано или поздно их будут угнетать. Как шарик, поставленный на круглую поверхность, непременно покатится с нее, набирая скорость.
Вот живут люди, никто никого не угнетает, люди мирные и беззащитные - вот вам и возможность! И даже те люди, которые в иной ситуации может быть восстали бы против угнетения, но оказавшись в позиции, где угнетать можно, начинают понемножечку, полегонечку угнетать, как бы сама возможность этого их незаметно подталкивает. Сегодня чуть-чуть, завтра чуть-чуть, и по нарастающей... И чем больше возможности творить зло, тем сильнее это поле находит, отбирает, засасывает в себя людей и меняет их. Они даже сами не замечают, как меняются, а их потомки меняются еще сильнее, постепенно превращаясь в шайку орков-грабителей.

Повторю, что не зло в самих людях, а возможность сделать зло, вот что меняет людей.
Поэтому мы и воссоздаем Мордор с его набегами на нас и с нашей борьбой против орков - чтобы эта возможность причинять нам зло лежала вовне нашего общества, а себе оставляем необходимость защищать друг друга и постоянно поддерживать навыки борьбы со злом.

Не друг друга же нам убивать, верно? А перестав убивать и утеряв навык борьбы со злом, а затем и право на борьбу с ним, мы опять станем такими беззащитными, что нас можно будет брать тепленькими - что и откроет дорогу злу. Уже среди нас. И что самое ужасное: эта возможность творить зло появится именно у тех, кто должен защищать нас и руководить нами. В вашем собственном дворце, ваше величество, возникнет змеиное гнездо.

- Так, - подвел итог король, - стоит нам уничтожить зло, как мы ему проигрываем?

- Совершенно верно. В этот самый миг мы перестаем с ним бороться и сами начинаем превращаться в зло.

- Значит не я, а Черный властелин Мордора станет главным защитником всего доброго и светлого в нашем королевстве? - рассмеялся король.

- Ну что вы, ваше величество! Нашим главным защитником будете вы. Но не без помощи Мордора, ваше величество, не без помощи Мордора...
Tags: философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Святые люди

    Стою в Ашане на кассе. Передо мной стоят мужчина с женщиной. Такие, ну, "юго-восточные". У женщины на голове - ну, как это правильно называется -…

  • Общие черты мифологий и Библии

    Боги или конкретный бог создают первых людей. Боги живут на Земле. Боги непосредственно общаются с людьми, правят ими, воюют с участием людей, дают…

  • Психология авторов Евангелий

    Когда мы читаем Евангелия, то, с одной стороны, мы понимаем, что они написаны людьми определенной эпохи и культуры, отличной от нашей современной. Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments