Мне же думается, что это важно.
Вспомните, разве не казалось нам, что мы "проехали и забыли" эпоху фашизма, дискриминации и тотального принуждения? И если вдруг демоны прошлого возвращаются, то не потому ли, что проехать-то мы проехали, но среди справедливо забытого, справедливо преданного проклятию и торжественно выброшенного на помойку истории - скрывалось что-то очень важное? Что мы что-то не отрефлексировали - хотя нам казалось, что мы все-все поняли, уразумели и подобного больше не повторится?
Вернемся, однако, к теме - ко временам старше фашизма. Ко временам, когда война была привилегией, приведение к покорности - официальной политикой, на пиратство выдавались патенты, а торговля со всем этим праздником органично сочеталась.
Как сочеталась? Очень просто. Если выгоднее торговать - торгуем. Если выгоднее ограбить - грабим. Если выгоднее завоевать - завоевываем. Имел место своего рода естественный баланс. В котором каждый из трех видов деятельности занимал свою нишу в зависимости от объективной ситуации.
Да, это был жестокий и грязный мир. Но этот мир был устойчив в своей основе - в силу естественности баланса.
С тех пор утекло немало воды, и мир изменился. Мир стал другим, но вот вопрос - а на чем держится его баланс? Можно поставить вопрос иначе: баланс привычного вам мира на чем-нибудь держится?
Возьмем в качестве иллюстрации "Землю лишних" Андрея Круза. Она хорошо тем, что описывает ту же проблему "на наши деньги", в привычных нам реалиях, глазами наших современников.
Путешественники, которым нужно проехать из города в город, знают, что на протяженных и пустынных дорогах Новой земли свирепствуют банды. И что погибнуть или быть проданным в рабство очень легко. Поэтому для проезда они сбиваются в конвои, они вооружаются до зубов и бдят во все глаза. Они охраняют свои города, и только поэтому могут чувствовать себя там в безопасности, да и то относительной. Это жестокий и опасный мир, да. Но они ДЕРЖАТ ситуацию, своими руками держат, они предельно четко ощущают границу, которая отделяет их свободу и жизнь от рабства или смерти, и они эту границу обороняют. Сами.
В современном мире человек привык жить у себя дома, ездить по стране и летать за границу, чтобы торговать или отдыхать, работать или учиться - совершенно свободно и безопасно. У него нет оружия, да ему и не надо, да оно и запрещено. Мир безопасен.
В нем нет войны, нет пиратов, а торговля процветает. Конечно, с оговоркой - есть исключения, где-то все же идет война, где-то есть даже пираты, где-то нет элементарных свобод - но это те исключения, которые только подтверждают правило. Мир здорового человека именно такой - безопасный, свободный, мирный, торговый. Исключения же из этого правила лишь демонстрируют нам, насколько ужасна средневековая дикая альтернатива, из которой мы, хвала Господу и демократии, наконец-то выросли.
Но вот вопрос - на чем стоит этот привычный нам мир. КТО контролирует эту безопасность, КТО держит ситуацию своими руками? Может быть, это вы или я? Где эти атланты, на чьих плечах стоит торговля и чьими ногами попирается война и пиратство?
Кто-то наверняка скажет, что просто торговля выгоднее, вот и перестали воевать и грабить. Возможно. Но ведь вы не контролируете ситуацию. И если вдруг завтра она изменится, что тогда? Тогда внезапно окажется, что решать не вам.
Европейцы, приплывшие в Америку, поначалу торговали. Выгодно же - золото в обмен на стеклянные бусы. Туземцы тоже были рады. Но потом, вдруг, что-то пошло не так.
Сегодня, в политике соревнуются две популярные концепции. Одна говорит, что государство должно устраниться от экономики и заняться соблюдением законов, основной смысл которых - исключить насилие, оставив лишь возможность свободной торговли. А может быть, и государства не нужно, все его функции можно передать на аутсорсинг, заплатив ДЕНЬГИ.
Вторая утверждает, что все люди могут обойтись даже без торговли и даже без денег, а просто строить общество всеобщего благополучия - мирно, добровольно, без оружия и насилия, альтруистично и творчески. То есть, можно даже денег не платить.
Повторю вопрос: кто держит ситуацию мирной и ненасильственной? КУДА пропали война и пиратство?
Может быть, они побеждены обществом? Каким обществом? Вот этим вот? И чем же оно победило убийц и грабителей - сованием бумажек в урны? Мирным созидательным трудом? Торговлей? Бумажка в урне, конечно, способна напугать любого оккупанта и пирата до дрожи в коленках, а право свободной торговли и мирный труд заставляют любого злодея прослезиться и покаяться, но все-таки?
Война, торговля и пиратство. Где недостающие звенья цепочки? Добровольный обмен налицо. Где насилие? Раньше насилие присутствовало зримо и явно, оно жило по соседству, с ним сражались, побеждали или погибали. Теперь его не видно и с ним не сражаются. Тогда где оно? Оно исчезло или оно стоит у вас за спиной? Если вы с ним больше не сражаетесь, это потому что его больше нет, или потому что вы ему давно подчинились и у вас просто стокгольмский синдром?
Раньше в рабство можно было попасть. Потом рабство отменили, попасть в него стало нельзя. Рабство исчезло, или же наоборот, все понемножечку и незаметно стали рабами?
Раньше можно было быть ограбленным разбойниками на большой дороге. Грабителей извели. Грабеж исчез, или наоборот, приобрел тотальные узаконенные формы?
И если эти предположения верны, то далее главное. Если вы не контролируете ситуацию и не в состоянии противостоять ненасильственным формам подчинения, рабства и грабежа, то как вы сможете противостоять насильственным? И как можно удержать ситуацию от насилия, если ему некому сопротивляться?
Люди слишком долго думали об одной лишь торговле.