Я попытался припомнить школу.
Для 90% школьников уровень математики-физики-химии, который дается в 10-11 классах, просто не нужен. И не только этих предметов - всех. Я вообще затрудняюсь сказать, в чем смысл этих двух классов для большинства учеников.
Я совершенно уверен, что в школьной системе образования нужно иное деление. Не по принципу выбора предметов, а по принципу глубины и длительности обучения. Есть два типа учеников. Большинство вообще неспособно изучить ту же математику в 11 классе - и не надо их насиловать. Меньшинству она кажется не очень сложной - но даже из этого меньшинства лишь небольшой процент будет использовать эти знания в реальной жизни.
И еще я совершенно уверен, что школьная программа чудовищно усложнена. Я сам не испытывал проблем с этим в школе - но их испытывали другие. Но главное - я сейчас уже не помню ничего из курса старших классов. Мне оно реально не нужно.
Аргументация же типа "учиться не ради знаний, а ради навыков обучения" - ересь. Навыки можно и нужно получать, изучая то, что реально тебе полезно. Или хотя бы интересно. Пользы среднему школьнику от математики уровня 11 класса - ноль! А вреда - очень много.А тем немногим, кому эта математика реально пригодится - их надо обучать отдельно. Потому что их немного.
Если без обиняков, то школьники старших классов делятся на три категории:
- не очень умных (не вообще, а в смысле именно спсобности изучать материал - в реальной жизни еще неизвестно, кто умнее будет). Эти в старших классах просто напрасно мучаются. Им работать надо идти.
Причем, вот эта категория видна сразу - и для них нужны отдельные классы.
- умных, которых наука не интересует (этих надо профориентировать на старших курсах и давать прикладные вещи, а лучше тоже отпускать раньше).
- умных, которым наука нужна, как будущая профессия. Вот этих надо учить, причем имхо - не по одной специальности, а сразу по всем. Специализированные знания им зальют в институте. В школе пусть получают кругозор, пригодится.
На практике это означает, что школьная программа дает слишком углубленные знания (тем паче, в институте их дают заново). И надо либо сокращать число лет обучения, либо сокращать количество часов обучения в день. Что несомненно положительно скажется и на здоровье школьников, и на качестве усвоения материала.