greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Categories:

Основание

Навеяно: https://colonelcassad.livejournal.com/7244461.html

Низкокачественность фантастики - это да. Думаю, дело в том, что писательский талант он на то и писательский, что описательский :) Ну представьте себе, что некий художник рисует картины на тему космических полетов.

Если он рисует с натуры, получается не только красиво, но и реалистично. А если он фантазирует, то вы ведь не станете ему предъявлять, что мол какие-то элементы конструкций кораблей нереалистичны? Главное, что красиво.
То же самое с фантастикой, которую пишут художники. Френк Херберт - типичный художник. Логически - местами явный бред, но ведь красиво же.


А вот что касается фантастики научной, то есть претендующей на прогнозы... Ну пусть не на буквально прогнозы, в смысле предсказания будущего, а хотя бы на реалистичные вариации оного будущего, исходя из "а что если такие-то условия в наличии, и такие-то технологии доступны". То тут перед фантастами встают две проблемы.

Первая - это серьезность автора. Человек всерьез считает, что будет вот так-то, и столь же всерьез описывает картину. А ведь у человека еще и Идеалы. И понеслась... "Элои и морлоки", "коммунистическая Земля и Торманс", вот это вот всё. Всерьез, товарищи, серьезные вещи писать нельзя. Тут нужен троллинг. Сарказм. Когда вы начинаете смеяться - если конечно вы не совсем дурак - вы в равной мере стебетесь и над своими идеями. Это же весело. И тогда, вы по сути начинаете подкалывать сами себя, и воленс-неволенс находите нестыковки. Картина маслом уже не выйдет. Писать про элоев и морлоков можно только всерьез, а малейший стеб картину разрушит необратимо. Малейший стеб над поведением героев Ефремова на Тормансе неизбежно превратит героический роман в отличный сценарий для порнофильма. Кстати, дарю идею. Главное, всё не опошлить - увы, в этой индустрии наблюдается хроническая нехватка талантов как актерских, так и режиссерских. Молчу уже про операторские. А так - представьте себе, на сакральный Торманс с его устоями и моральными скрепами прибывает миссия совершенно раскованных коммунистических девочек и мальчиков, которые за время полета устали от междусобойчика и хотят приключений. Подайте им "стакан воды", пожалуйста.


Вторая проблема - собственно предсказание. С одной стороны, технологии меняют мир. В том числе, мотивацию людей. С другой стороны, люди НЕ меняются. Это не значит, что современный человек не отличается от средневекового человека. Отличается очень сильно. С другой стороны, не отличается. Стоит поискать отличия между зачисткой "еретиков" катаров в средневековье, нацизмом и современной ситуацией. Может быть, и найдете.

Так что, описывая гипотетическую ситуацию в будущей Космической федерации и поведение персонажей вашего романа, надо учитывать и отличия человека будущего от современного, и сходство.

Я предположу, что в человеке меняется все, кроме основания. И это основание не перепрыгнет никто и никогда. Не потому, что слабо разбегается или потенциал маловат. А потому, что прыгать некуда. Потому, что больше ничего и нет. Только мы - такие, какие мы есть. Вот поэтому все позитивные фантазии о человеке будущего - коммунистические или религиозные - не выходят за уровень коллективного пения псалмов на облацех. Что Фай Родис на коммунистической Земле, что апостолы в Царствии Небесном - одинаковые биороботы с идеальной прошивкой. А все негативные капиталистические фантазии не выходят за уровень либертарианской мечты "барыжить в космосе хрендостаниумом (тм) и мочить злодеев из святого бластера-уравнителя М1911". И это правильно, товарищи. Потому что больше ничего и нет.

И речь не только о человеке. Речь о Боге. Разницы нет. Смертные людишки ведут себя в точности так, как вели себя спустившиеся с небес на космических кораблях бессмертные высокотехнологичные боги, первым делом занявшиеся со свежеизготовленными людишками понятно чем. Заставлять мальчиков работать на рудниках за баланду и трахать девочек, при этом наслаждаясь своим божественным величием в дорогостоящих дворцах. И ставить своих отпрысков царями в земных королевствах. Благо, Ютуба тогда не было и ролики про коррупцию некому было распространять. Нет, конечно, были и хорошие парни. Но хорошие парни есть и сегодня.

Технологии меняются. Технические возможности, доступ к информации, законодательство, искусственный интеллект и роботизация, возможность за пару дней сделать наконечник стрелы из кремня или за пару месяцев заработать на айфон - это все меняется. Но мужчины и женщины, свобода и власть, честность и обман, демократия и диктатура, мир и война - это все вечно.


Не то, чтобы хорошей фантастики совсем не было. "Мир дикого Запада" - вполне себе, скажем. Товарищи, мы развиваемся, но наши проблемы вечные. И на любом этапе развития не технологии определяют социальные отношения, а наоборот. В древнем Риме уровень социального развития был близок к сегодняшнему стандарту и даже в некоторых моментах превосходил его. Там был вэлфер, как сегодня в США, там были демократия и права гражданина, которым граждане очень многих стран и в 21-м веке могут только завидовать, а такой характерный параметр, как отношения между мужчиной и женщиной - примерно соответствовал нашим современным представлениям. И все это было достигнуто в примитивном аграрном обществе. Книги тогдашних писателей, например Светония, современный человек может читать без скидки на эпоху. Я как-то прочитал Светония и вслед за ним книгу современного историка про тот же период императорского Рима - современный историк просто сосет. Светоний умный парень, современный историк на этом фоне выглядит придурком, который не в состоянии связно выразить свои мысли - и я даже не уверен, что они у него вообще есть.

Поэтому, писать фантастику сложно. Вот все вокруг другое, другой мир, корабли галактические просторы бороздят - и люди конечно другие, они к этому адаптировались. При этом не изменившись.
Tags: философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments