Либертарианец не видит мир джунглями, его приверженность праву и недопущению принуждения об этом говорит более чем ясно. Картина мира либертарианца примерно такая: если каждый будет иметь равные права и свободу (ненасильственных) действий, то каждый получит возможность зарабатывать и жить хорошо и достойно. А разница в богатстве или социальном положении будет обусловлена, в основном, разницей в талантах и старании. Как я уже неоднократно тут говорил, эта картина мира соответствует миру свободных фермеров, но транслируется на капитализм. Уже не как буквальная картина капиталистического мира, а как его идеология. При этом игнорируется, что экономическая основа принципиально изменилась. Свободный фермер сам производил продукт, и его перераспределение было возможно лишь при помощи насилия. Правовая система насилие исключала, таким образом, каждый жил по принципу "как поработаешь, так и поешь".
При капиталистической экономике правовая система, запрещающая принуждение, теряет свой основной смысл. Она может защищать человека от уголовного или политического насилия, но перестает иметь какое-либо отношение к его доходам. Доход теперь человек не производит сам, а получает от системы. Это зависимость, несвобода, которую нельзя преодолеть с помощью права (в его либертарианской трактовке, где оно ограничивается запретом агрессии). Однако, психологически "застряв" в эпохе фермеров, человек искренне верит в то, что свой доход он "зарабатывает сам". И если это хороший доход, значит я молодец, все сделал правильно. Если плохой - надо лучше стараться, развиваться, учиться на новую профессию или создавать свой бизнес.
Казалось бы, ну и что в этом плохого? Да, реально мир не такой, но человек честно трудится и при этом лоялен системе (максимум, требует снижения или отмены налогов, но на строй в целом не покушается, а совсем наоборот, готов его защищать). Проблема в том, что меняется сама система. А взгляд людей направлен, идеологически, не в будущее, а в прошлое (нонсенс!). Люди, которые мечтают об отмене налогов с зарплаты - не замечают, что скоро отменят зарплаты. Точнее, теперь наконец заметили - но лишь тогда, когда мир уже подошел к этому вплотную. При этом, реакция на происходящее - надо это остановить, надо этого не допустить! Это глобальный заговор!
Да, разумеется, это глобальный заговор. Но посмотрите, кто заговорщики. Миром правят глобальные фонды, сосредоточившие в своих руках бОльшую часть собственности, в тч средств производства. То есть, грубо говоря, заговорщики - это самые успешные капиталисты нашего мира. (Чтобы это отрицать, надо крепко зажмуриться. И зажмуриваются - говорят, что западная элита дружно сошла с ума, набравшись левацких идей. А владельцы триллионных состояний, видимо, решили их сменить на красный бант и должность в Политбюро ЦК).
Фактически, в условиях неизбежных (и уже давно происходящих) изменений в экономике и технологиях, либертарианцы не имеют позитивной повестки, отвечающей этим изменениям. Образ позитивного прошлого у них есть (Америка 1860-х, Америка 1960-х), а образа позитивного будущего у них нет. В этих условиях, продвижение новой повестки идет безальтернативно. Голоса "против" раздаются, а голоса "вы делаете неправильно" - не раздаются.
Товарищи, без образа будущего нельзя. Если вы вместо образа будущего предлагаете образ прошлого - "Америка 1960-х с айфоном", то считайте, что битву за будущее вы проиграли, ибо ваша повестка попросту неадекватна ситуации. А это значит, что вы свои ценности в дивный новый мир не протащите. Свои ценности протащат туда другие - такие как Шваб, например.
-------
Остается попробовать хотя бы "на пальцах" описать, каким могло бы быть либертарианское видение будущего.
Первое. Плановая экономика неизбежна - просто потому, что она теперь возможна (ну, как в свое время крупные корпорации стали неизбежны, потому что возможны). Возможна в полной мере - ибо в Союзе был своего рода косплей будущего, при тогдашнем уровне производственных технологий и отсутствии компьютеров.
Второе. Плановая экономика ничем не плоха, если она будет существовать не в условиях тоталитарной диктатуры и запрета других форм хозяйствования, а в условиях традиционной правовой системы и параллельно с рынком.
Третье. Плановая экономика хороша, потому что даже при текущих технологиях вполне возможно обеспечить ее участников всем необходимым бесплатно (пища, одежда, жилье, транспорт, энергия, и тд), при этом сократив рабочую неделю в разы. Экономика в этом случае перейдет в область инфраструктуры, так что наличие у вас пива в холодильнике или автомобиля в гараже вы будете воспринимать так же, как сегодня наличие воды в кране. А ваше внимание и старание переключится с экономической конкуренции, с целью успеть до конца жизни выплатить ипотеку - на что-то более позитивное. На отдых, на искусство, на творчество, на науку. В конце концов - на участие в рыночной экономики с целью заработать на то, чего в плановой экономике вы не имеете.
Но главное, товарищи, на что переключится массовое внимание - на политику. В широком смысле слова. В настолько широком, что нам сегодня трудно даже представить. Массовый выход людей из беличьего колеса экономики приведет к возможности этой экономикой наконец демократически управлять, а не только работать на нее. Экономикой, муниципальной, региональной, государственной и даже мировой политикой. Правозащитной и даже правоохранной деятельностью. И вот тут либертарианство в состоянии реально развернуться. Вот именно тут, а не при капитализме. Добавив в свою теорию естественного права, особой главой, наряду с политической демократией - экономическую демократию.
Но все это