Речь пойдет о том, почему это возможно. А возможно это - что, наверное, тоже всем очевидно - благодаря прогрессу. Но что мне кажется интересным, так это переход человечества к новому виду войн. Новому виду не в смысле "раньше были ружья, потом пулеметы, потом авиация, потом феминизм и миграция". А в смысле новых действующих лиц и нового смысла войн.
Раньше смысловые различия между людьми играли роль обертки для конфеты. Вы приходите в супермаркет, в кондитерский отдел, и по оберткам сразу видите - вот это "сникерс", это "баунти", а это "Аленка". Так было и с людьми. Вот этот завернут в "мужчина, русский, православный, дворянин, холост", а вот эта - в "женщина, француженка, католичка, прислуга, замужем, двое детей".
Но суть конфеты - не в ее обертке, верно? Обертка это просто идентификатор, что это за конфета.
И если русские, например, воюют с французами, то это не потому, что у них обертки разные. А потому что делят что-то. Территорию, например. А обертка позволяет конфетам одного сорта держаться вместе. Сникерс к сникерсу.
Что такое, например, православие для Российской Империи? Это скрепа. Объединитель. Сникерс к сникерсу. Мы сникерсы! И это звучит гордо! Слава тебе Господи, что мы не эти поганые баунти!
В 19 веке было бы смешно представить себе войну женщин против мужчин. Хотя женщины тогда от мужчин отличались гораздо сильнее, чем сегодня. И дело не в том, что они не были организованы, а в том, что такие вещи тогда не имели значимого смысла. Это было вторично. А первичны были вещи материальные - еда, одежда, земля, и тд.
По мере прогресса, забота о материальном отходит на второй план. А ведь мы еще живем, прямо скажем, не очень хорошо. Но у нас уже появились, например, субкультуры. Нет, они и раньше были, но раньше они были привязаны к профессии. А теперь они существуют сами по себе. Они теперь - самоценность. Смысловые различия выходят на первый план.
Взять ту же религию. Раньше она была чуть ли не синонимом гражданства. Та же черта оседлости для евреев в РИ - это что? Это "мы их не пускаем, потому что они не православные, не хотят в нашу веру перейти". Ну это как если бы сегодня в РФ жили массово люди, которые паспорт гражданина отказываются получать.
А что такое религия сегодня? А сегодня это вещь в себе. Сегодня религии приходится искать в себе и доказывать другим свой смысл. По сути, воевать за территорию - но уже не физическую, а смысловую.
То же самое с феминизмом и, шире, с отношениями между мужчинами и женщинами вообще. Раньше они просто женились и рожали детей. Сегодня же возникает вопрос - а что они такое? А какие между ними могут быть или должны быть отношения?
Почему так? Потому что раньше вариантов не было. В принципе. А теперь они есть и... и что делать?
Вот, жили в США негры. Все было понятно - и белым, и неграм. А сегодня?!
То же самое, кстати, с экономикой. Раньше не было вариантов, понимаете? Ну не было их, от слова совсем. А потом они появились. В этой области стали возможны варианты, эксперименты. Уже Советский Союз, пусть и с грехом пополам, но все же доказал, что варианты были возможны уже в первой половине ХХ века! А сейчас у нас первая половина XXI, товарищи. И ведь всем понятно, что это только начало!
Если мы эту линию продлим в будущее, доведем ткзть до логического конца, то мы увидим, что вариабельность общественного устройства становится почти неограниченной. А раз так, то за что теперь будут войны (неважно, холодные или горячие)? Да вот за эти самые варианты как раз!
Раньше воевали за территорию, а теперь - за варианты социального устройства.
Причем, варианты - они потому и варианты, что они возможны. Роль женщины в 19 веке была такой, какой она была, потому что иначе было никак. Роль крестьянина была такой, какой была, потому что иначе никак. А сегодня (уже даже сегодня) мы рассуждаем о том, что вот мол, плохие парни хотят построить электронный концлагерь, коммунисты - социализм, либертарианцы - правовое общество, православные - Русь Святую, мусульмане - ввести шариат и так далее.
Помнится, кто-то из френдов критиковал Френка Хэрберта: мол, что за нелепость, феодальный мир в эпоху межзвездных полетов! Хаха, еще и не такое возможно.
Возвращаясь к теме феминизма. Я сомневаюсь, что среди моих читательниц есть хоть одна феминистка (разве на огонек кто заглянет), поэтому почти уверен, что вы все думаете примерно так: феминизм это опасная дурь, которую нельзя допустить, чтобы отношения мужчин и женщин в нашей стране оставались нормальными, сиречь традиционными.
Так вот, насчет опасной дури я согласен, но насчет "оставались нормальными" - это ошибка. Ибо ВСЁ, больше никакой нормы нет и быть не может. Норма осталась в 19 веке. Пришло время проектов. И войн за эти проекты.
Что в свою очередь означает... Правильно. Если у вас нет своего проекта, то войну вы проиграете.