Но вот это из Фрицморгена, которого я давно удалил из ленты из религиозного фанатизма - но в данном случае категорически с ним согласен. У меня то же самое мнение об обучении в Бауманке.
----------
"Мне как-то повезло отучиться полтора года в одном из известных технических ВУЗ’ов Санкт-Петербурга. И знаете, как моё обучение выглядело?
Сначала косноязычный преподаватель своими словами пересказывает учебник, записывая параллельно на доске корявым почерком многоэтажные формулы. Студенты, даже не пытаясь ничего понять, переписывают всё это в конспект.
Потом устраивается а-ля семинар, на котором студенты показывают преподавателю, насколько хорошо им удалось эти формулы выучить.
Потом студентов загоняют на «лабораторную работу», во время которой студенты должны подставлять в заученные формулы циферки не из задачника, а из окошечек потасканных непонятных приборов.
И дальше всё идёт по кругу, с перерывами на бессмысленную болтовню прикидывающегося философом мужика и безнадёжные попытки преподавателя немецкого хоть чему-нибудь научить доставшееся ему стадо затюканных тугодумов.
Пожалуй, если бы я прочёл Фейнмана раньше, я не смог бы выдержать эту клоунаду целых полтора года. Но тогда мне было 18 лет, и я не понимал, что вся наша знаменитая система образования является одним большим надувательством: никому не нужной имитацией обучения.
Я полагал, будто бесчисленные часы механического переписывания информации по цепочке Учебник — Препод — Конспект и в самом деле дают студенту что-то кроме геморроя и сколиоза.
Сейчас, однако, я вижу, что Фейнман был абсолютно прав. И что хвалёная «системность», которой так кичились пузатые седые педагоги в строгих костюмах, не имеет никакого отношения к настоящей учёбе. Прежде всего потому, что обучение по советской системе не предполагает никакой обратной связи — никакой реальной проверки знаний учеников.
Приведу пример. В школе детей учат математике с первого класса. Однако ни разу за все одиннадцать лет обучения школьники не применяют эту математику на практике!
Конечно, жизнь заставляет детей выучить арифметику — складывать и умножать нужно хотя бы для того, чтобы правильно отсчитать продавцу деньги за покупку. Но ничего сложнее арифметики большая часть детей на практике не применяет. Потому что… в советской школе практика не предусмотрена в принципе!
Где школьник может реально применить логарифм? Интеграл? Квадратное уравнение? Синусы и косинусы?
Исключительно в следующих, более продвинутых курсах физики и математики. Которые, в свою очередь, будут снова безнадёжно оторваны от реальной жизни. И только после института, начав работать в каком-нибудь КБ, взрослый уже человек с дипломом начнёт пытаться применить мегабайты зазубренной им схоластики на каком-нибудь живом приборе.
Вернусь к примеру Фейнмана. Он пишет, что развлекался ребёнком, ремонтируя знакомым радиоприёмники. Для далёких от техники читателей поясню, что сложного там ровно ничего нет: достаточно иметь немного упорства и знать физику/математику на самом начальном уровне.
Вы можете представить себе, чтобы семиклассников на экзамене попросили что-нибудь починить, чтобы проверить их знания? Починить компьютер? Телевизор? Стиральную машину? Трактор? Мотоцикл? Хотя бы обычный стул?
Разумеется, такое невозможно. Ребёнок может применить знания на практике исключительно вне школы… или, точнее, вопреки школе. Самый максимум практики, который в школах бывает — это унылые домашние задания в ключе «вырасти цветочек» или «сшей прихватку».
Собственно, «лучшую в мире» советскую школу спасало только одно. Советская бытовая неустроенность, вынуждавшая советского человека обязательно держать в доме и применять полный набор инструментов: от коловорота и рубанка до паяльника и сварочного аппарата. У любопытных детей — а советские дети были любопытными — всегда была возможность что-нибудь смастерить.
Опять-таки, советская оборонка была достаточно мощна, чтобы инженеры могли компенсировать потерянные на образование годы десятилетиями настоящей, интересной работы.
И, наконец, советские люди традиционно гордились теми, кто к советской школе отношения никакого не имел. Например, Сергеем Королёвым, который сначала учился дома, а потом совмещал учёбу в институте, в котором преподавали царские ещё педагоги, с реальной работой по конструированию планеров."
Там кстати еще много интересного:
http://fritzmorgen.livejournal.com/372448.html
-------