greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:
На православии.ру интересная дисскуссия о славянском языке в богослужении. 
Про: http://www.pravoslavie.ru/smi/48625.htm
Контра: http://www.pravoslavie.ru/smi/48769.htm

От себя сказал бы так.
В целом: при все моем редком хождении в церковь, у меня нет проблем ни с пониманием смысла читаемого, ни с самостоятельным чтением. Да, в детстве я ходил в храм чаще, а читать по славянски меня научил отец (насколько я помню, за один раз- там учиться нечему почти).
То есть, для человека в храме бывающего, вопрос понимания церковнославянского языка не стоит. Притом что язык куда благозвучнее, да и молитвы на нем переведены или прямо написаны людьми святыми. 
Стоит ли делать богослужение понятнее для в храме не бывающего - вопрос почти риторический. Для такого человека, зашедшего в храм несколько раз в жизни (свадьба-крестины-отпевание) - уверен, лучше именно церковнославянский. Потому что чем непонятнее - тем мистичнее и красивше 8:) Я бы в таких случаях предложил вообще на греческом служить - еще непонятнее и еще красивше. 

В частностях. 
С удивлением узнал из вышеприведенной дискуссии, какие еще неприятные вещи были привнесены в богослужебные переводы никоновскими "справщиками" - вот уж, действительно, гнусный тип был.. Конечно, было бы имхо хорошо вернуть дониконовские тексты в описанных там случаях. 

Также, лично меня (это только мое скромное мнение, я его не навязываю) несколько возмущают церковнославянские цифры и сокращения. Что касается сокращений - я не о написании слова Бог в виде Б и Г с титлой в тексте (хотя и это, на мой взгляд, вещь достаточно сумасшедшая, но хоть чтению мешает несильно). А о сокращении например имен святых на иконах. Лично я прочесть их не в состоянии вообще никогда, не припомню случая, чтобы мне это удалось. Причем, мне лично совершенно непонятно, зачем они вообще. Здесь еще примешивается чисто профессиональное - я вижу нарочитую безсмыслицу, мешающую людям, и она меня раздражает. Мне всегда хочется спросить иконописца - тебе что, места мало на иконе, что ты лепишь загадочные анаграммы вместо ясного написания имени святого? От кого шифруемся-то?

Не менее странно и использование церковнославянских цифр. Никакой красоты, никакого древнего языка и слога, никакого более глубокого оттенка смысла они не несут. Традиция ради традиции - а сколько вреда живым людям, которые практически не в состоянии использовать эти цифры. С моей точки зрения, сохранение этих цифр есть чистое фарисейство, и иных объяснений тут быть не может. Кроме того, сама церковнославянская система записи цифр (аналогичная римской) есть несомненное "зло" в силу категорического неудобства для человеческого мышления, и вообще убожества в качестве формата. Убожеству нарочитому и вредительству, на мой взгляд, не место в церкви. Мы ведь стремимся к украшению храмов, а не к их нарочитому приведению в вид, неприятный для людей. 
Ввести арабские цифры стоит уже просто из соображений украшения церковной жизни, ее благолепия. 

Ну и наконец, "отдельные непонятные слова". Я бы заменил только те из них, которые звучат для современного уха нецензурно,  и тем самым оскорбляют имхо богослужение в глазах людей. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments