Давайте в связи с этим поговорим о спорте. Не о профессиональном, а массовом - спорте в смысле просто регулярных тренировок.
Разве не каждый мужчина, к примеру, хочет выглядеть атлетически сложенным, быть в хорошей форме, уметь при случае драться, иметь крепкое здоровье и хорошее настроение? Конечно каждый. Но сколько процентов регулярно занимаются спортом? Особенно среди уже не учащихся людей, когда уже работа, семья, много дел - да еще и отдыхать когда-то надо?
Как вы понимаете, регулярных "спортсменов" очень небольшой процент. Но все же больше, чем часто причащающихся верующих - полагаю, в несколько раз. Почему? Потому что эффект от спортивных занятий проявляется почти сразу и он весь ткзть налицо. Плюс к тому, занятия любительским спортом сами по себе есть разновидность отдыха и некоторое удовольствие.
И все равно "спортсменов" очень мало, хотя казалось бы, их должно быть ровно 100%, так очевидна и несомненна польза... Ан нет, мало их.
Но значит ли это, что люди в массе своей чужды спорту и не верят в него? Нет конечно. Предложите перестроить стадионы в кабаки, отменить в школах уроки физкультуры и тд и пр - и вы легко убедитесь, что люди очень даже глубоко убеждены в необходимости спорта. Хотя сами спортсмены те еще.
Ровно то же и с религией. Страна у нас реально православная, и 2% - это ни о чем.
ПС. Кто такие эти 2% верующих? Для того, чтобы регулярно и часто отстаивать на православной службе по нескольку часов (2 причастия в месяц - это 4 долгих "стоячих" службы, причем они захватывают самые "сладкие" моменты выходного дня - ленивый субботний вечер и активное воскресное утро), нужно:
- или получать от молитвы в течение нескольких часов подряд непосредственное удовольствие
- или иметь очень неслабую силу воли, время и запас энергии на выходных, и притом тратить их в изрядной мере именно на регулярное выстаивание службы.
- или жить в крайне патриархальном общинном быте, где посещение службы - норма и отклоняться не принято, неудобно или невозможно. В спортивном лагере все занимаются спортом, понимаете? Утром в рабочий день все идут на работу. И тд.
Формальное правило насчет регулярного частого причащения вырабатывалась в патриархальном обществе. Где действительно, дважды пропустивший богослужение вызывал удивление своим антиобщественным поведением и просто выпадал даде не из религии, а из повседневной жизни общины. Воскресная служба в общине - основная часть культурной жизни! Простите меня за сравнение, но это как школьнику старших классов на деревне перестать ходить на субботние дискотеки в поселковый ДК :) ну выпадет он из общения, понимаете? Мы живем в совершенно другом мире, и то что в патриархальной общине - естественно, для современного человека подвиг. Равно как и наоборот.
В реальности, основная часть из этих 2% "самых настоящих верующих" - это просто бабушки, которые ходят в церковь так же, как другие бабушки (а скорее всего те же самые же самые) ходят в поликлинику, поболтать с товарками в очереди к врачу... Общественная жизнь у них такая.
Так что, не в этих двух процентах сила, брат :) и отнюдь не в них самые верующие православные, в основном.
Так что, еще раз, статистика эта - ни о чем.
-------
ППС. Вопрос с частотой посещений храма очень близок по сиыслу с некоторыми другими вопросами. Например о количестве детей в семьях, или о возрасте замужества и тд.
Говорить, что современные люди неправославные потому, что редко причащаются - это все равно, что утверждать, мол современные девки аморальны, потому что поздно выходят замуж и мало рожают. Вот-де раньше, девка в 15-16 лет была с мужем (равно как и парень женился), и никто не гулял годами до свадьбы в 30 лет... И не разводились как сейчас! От-то мораль то была! О святая Русь! :)
Ну а в реальности все проще, как вы понимаете. Другое время, другой формат жизни, принципиально другие условия. Позднее замужето и мало детей - такая же адаптация к реальным условиям, как раннее замужество и много детей.
Кстати, это в темы недавнего моего поста. Если мы хотим создать "реально православное общество", нам как ни странно не о морали нужно думать. Процент святых и мерзавцев неизменен в мире... Нужно менять под себя, под свои взгляды, формацию. В первую очередь - экономику. Моральная жизнь людей, много детей, околонулевая преступность и даже еженедельные причастия - прямая производная от формата жизни. И только от него.
Это и должно стать глобальной целью православных. Осмелюсь сказать даже, что никакие другие методы не спасительны, если говорить о судьбе большинства.