greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:

Откуда взялось Зло

Я тут пришел к довольно печальным выводам философским. Коими поделюсь, как время будет.
И вот, раздумывая над ними, мимоходом вдруг решил "один побочный вопрос". Тот самый, вынесенный в заголовок. Осознав, что пришло мне в голову, я естественно не могу утерпеть уже, и сейчас с вами оным решением поделюсь...

Итак. Зло сотворил Бог. И не торопитесь кидать в меня тяжелыми предметами - я вам сейчас объясню.

Бог есть добро. И добро - не только в смысле "доброты (любви)", но и в смысле "положительности всего набора качеств". Это очевидно - Бог есть любовь, Бог безсмертен, Бог всесилен, Бог всеведущ, ...

Поэтому, когда Бог творит кого-то, скажем, не всеведущего - он творит зло. Ну, примерно, как если бы вы могли сотворить здорового человека - но сотворили инвалида. Зло? Зло.

Здесь очень важно, что вопрос "степени хорошести" Творения (мол, Творение прекрасно и безгрешно, но все же не Бог) на самом деле является вопросом его (Творения) зла, вопросом возникновения зла, вопросом не-эталонности (то есть нарушенности, греховности) Творения. Бог есть любовь - но творя то, что не описывается этой формулой, Бог УЖЕ творит "то, что не есть любовь". Понимаете? До чего же это очевидно!

Бог безсмертен - и творит смертное. Бог безконечен - и творит конечное. Бог есть любовь - и творит то, что не есть любовь, то, что отличается от этой формулы, то в чем есть и нелюбовь. Бог всеблаг - и творит не-всеблагое, значит в чем-то не благое, значит в чем-то плохое, значит...

Любой неидеальный предмет содержит в себе зло, в количестве, отличающем его от идеала. Мир неидеален с самого начала. Ангелы неидеальны с самого начала - иначе каждый из них был бы Богом. Но кто создал ангела, в чем-то ущербного по сравнению с Богом?

Создавая Творение, Бог создает что? В первую очередь, не-Себя. Не такого как Он. Но он есть Добро, а создавая не то что есть Он, он создает в первую очередь совокупность отличий от себя. Но любые отличия от Бога - зло.

Если бы Бог захотел сотворить не-зло, если бы Бог захотел создать прекрасное во всем Творение, как это мнится богословам - он создал бы второго Бога. Безгрешен лишь Бог - а значит Бог создает грешное, создает грех.
Бог создает не второго Бога, а нечто ИНОЕ. Вдумайтесь! Иное чем Бог. Ну ясно, да? Иное чем Бог, значит не такое хорошее, значит поврежденное по сравнению с эталоном.
-------

Откуда у ангела - будущего дьявола - могла появится мысль о грехе? Откуда в нем первый грех - гордость? Как откуда? Он же неидеален! Он создан таким! В нем был грех изначально, это часть его природы. Треть ангелов пала, включая главного из них - значит гипотетически могли пасть и все, и с этим никто не спорит. Вопрос выбора, сомнения, возможность греха - стояли перед всеми. Но это уже - поврежденность природы. Неповрежденная природа не пала бы никогда.
Но ангелы не могли быть сотворены неповрежденными - неповрежденность (всеблагость) это доступное лишь Богу качество.

Само Творение есть как бы диапазон, от Бога - дальше в никуда, во Зло. Бог, создавая нечто вне Себя, создает естественным образом (иначе никак) этот диапазон. Этот диапазон ВЕСЬ создан Богом.

Сейчас возможно кто-то мне скажет - ничего подобного, Творение не вне Бога, Творение в Нем, ибо Бог вездесущ. Но это не так, Творение вне Бога. Иначе в Боге было бы зло. Зло, происходящее в мире, происходило бы в Боге, было бы частью Бога. Бог бы содержал в себе Зло.

Здесь возможен еще аргумент, мол, тк Бог - Абсолют, то ничто не может существовать наряду с Богом, Бог "должен" включать в себя всё. Это представление ошибочно (оно, как видите, приводит к парадоксу). Разумеется, Ад не в Боге, Ад - это как раз удаленность от Бога. Нахождение вне Его и вне даже досягаемости Его благодати. Дальний край диапазона.

Нет, конечно же, Творение - это не Бог и оно вне Бога (и как многое это объясняет!). В том-то и дело, что Бог создает нечто "не-Себя", и разумеется не в Себе.
-----

Таким образом, мир никогда не "падал". Никогда не происходило "повреждения Природы". И уж естественно, Вселенная не пала "как следствие грехопадения человека". Волки не начали кушать зайцев вместо травки в момент, когда Ева надкусила яблочко. Отнюдь. Волки кушали зайчиков всегда. Но Ева, возможно, упустила шанс исправить это личными усилиями на отддельно взятой планете (а возможно и нет, история темна).

Итак, замысел Творения, видимо, таков:

Бог, в Своей любви желая сотворить нечто помимо Себя, творит Нечто. Это нечто есть "поврежденный" (ущербный по сравнению с Богом) тварный мир. Бог населяет его грешными (поврежденными, ущербными по сравнению с Богом) созданиями. Неизбежно (об этом будет отдельный пост) часть разумных обитателей мира становится в оппозицию Богу. И отдаляется от Него.
Иная часть устремляется к Богу.

Возникает наконец устойчивая двухполюсная система - иная принципиально неустойчива. Первоначальные разброд и шатание устаканиваются, когда добро и зло "делятся на команды" и начинается большая войнушка. В момент условного "падения ангелов" система не "нарушается" - нет, напротив, только тут система обретает устойчивость, и такова вселенная отныне будет всегда. Добро будет отталкиваться от зла, и наоборот. Не мир, но меч.

Если количество разумных существ во Вселенной конечно, или станет конечно - война завершится, когда все желающие в борьбе осознают и обретут свой лагерь. Если оное число безконечно (всегда рождаются новые личности), война будет безконечна.
----

И вот, наконец, решена и наибольшая из волновавших меня загадок - загадка смерти Христа. Почему Ему необходимо было умереть. И еще, отдельный смысл приобретают слова Христа о том, что "отныне Царствие Небесное усилием берется". Но обо всем этом тоже нужен отдельный пост.

ПС. Вы никогда не думали, почему например и зачем пророка Илью забрали на небо "в огненной колеснице"? Война там, война. Тупо - нужны бойцы. Ну или были нужны, этот вопрос неясен, идет ли война еще.

Да и здесь, на Земле, выражение "воин Христов" хотя часто и лишено прямого военного смысла (на небе видимо не так?), неслучайно.

Диапазон велик. Дальний его (от Бога) край (ближний к нам, ага) лежит во зле. Бог туда (к нам сюда) просто не дотягивается в достаточной мере. Ад на то и ад, что Бога там нет - очень уж далеко (я разумеется не про расстояние в километрах говорю). У нас не совсем ад, но рядышком. И человек, физически живущий здесь, он как бы партизан за линией фронта. Он очень многое может - чего больше не может никто. Вообще никто.


АПДЕЙТ. Не следует вопринимать написанное так, что Бог как бы специально создает именно Зло, аккуратно его растворяя затем во Вселенной, подобно соли в чае...

Нет. Речь о простой и очевидной вещи - что бы не создал Бог, это нечто будет несовершенным, поврежденным, (отчасти) злым и тд. Ибо лишь один Бог совершенен, неповрежден и лишен Зла.

Любое творение - не Бог и поэтому вне Бога (это очень важно, тк противоречит общепринятому взгляду). Ну уж предельно понятно, что если что-то вне Бога, то в этом вне уже есть два направления - к Богу и от Бога.

Таким образом, Зло в смысле несовершенства и недостатков возникает в момент творения, а Зло в смысле злой воли (чьей-то) возникает, когда разумное существо, видя Бога и направление к нему, начинает экспериментировать в обратном направлении. И ему вполне может понравиться, ибо существо несовершенно и не есть Добро.

АПДЕЙТ 2.
Поскольку любое творение будет несовершенным и злым, лишь собственной разумной волей создания могут придти к Богу. Это требует усилия от них (без оного Бог физически не может их "улучшить", но и со-действия от Бога (кораблю нужен если не попутный ветер, то хотя бы маяк...).

Мы живем в мире, где добро и зло перемешаны (а не живут на "разных берегах"). И непрерывно перемешиваются (меняются условия и рождаются новые поколения). Кроме того, наш мир очень далек от Бога и Он почти не дотягивается сюда (об этом тоже отдельный пост). В этих условиях, активно действовать, приближая наш мир к Богу и к возможности ему до нас "дотянуться", могут лишь сами люди.

Это глобально меняет правила игры с ожидания вмешательства на активное изменение мира самими христианами. Мир надо "дотащить" до условной границы, где возможно получение помощи извне. Дотащить предполагает (имхо) силовой сценарий. Как в свое время падшие "оттащили" наш мир от этой границы, и тоже силовым путем. Война, это просто обычная война.


Апдейт. И более кратко - в следующем посте.
Tags: религия
Subscribe

  • Про Яндекс

    После известных событий и перехода Яндекса от основателя в собственность, скажем так, иных лиц, произошло (в частности) следующее. С моей карты,…

  • Non nobis Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam

    "Не нам, Господи, не нам, но имени твоему дай славу" Оказывается, эту фразу из Библии любили не только российские императоры - ее в свое…

  • Библейское :)

    - Мастер Перегрин! - Фродо подошел к учителю по окончании занятий, задержавшись в классе после ухода прочих учеников. - Да, Фродо? Что у тебя…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Про Яндекс

    После известных событий и перехода Яндекса от основателя в собственность, скажем так, иных лиц, произошло (в частности) следующее. С моей карты,…

  • Non nobis Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam

    "Не нам, Господи, не нам, но имени твоему дай славу" Оказывается, эту фразу из Библии любили не только российские императоры - ее в свое…

  • Библейское :)

    - Мастер Перегрин! - Фродо подошел к учителю по окончании занятий, задержавшись в классе после ухода прочих учеников. - Да, Фродо? Что у тебя…