Итак, давайте сравним, как две версии происшедшего с Адамом соотносятся с известным нам смыслом Таинств, а именно Крещения и Причастия.
Версия происшедшего первая, общепринятая:
Человек находится в падшем состоянии, потому что Адам согрешил. Соответственно, причиной всему является ВИНА Адама.
Версия происшедшего вторая, альтернативная:
Человек никогда не падал, а изначально создан на основе животного (то есть, неполноценным).
Соответственно, причиной всему является наполовину животная природа Адама.
---------
Что мы можем сказать в связи с этим о Крещении? Крещение всегда однократное. Если например человек уже был крещен, а затем перешел скажем в мусульманство, а затем вернулся - его не будут перекрещивать. От него потребуют отречения от ложной религии.
То же самое, если человек согрешил, даже если очень тяжко - ему требуется исповедь, но не Крещение.
Что делает Крещение, зачем оно? Смывает первородный грех. Обратите внимание, именно ради этого производится Крещение. Мы видим, что первородный грех отчетливо специфичен. Казалось бы, можно и другие грехи так смывать - то есть Крещение надо периодически повторять. Но нет - это не допускается. Для других грехов есть другое Таинство. Равно как и наоборот.
То есть Крещение - это и не способ очищения от ложных убеждений, и не способ очищения от грехов. Это специфическая "процедура" для очищения от специфического "наследия". Не очень-то стыкуется с идеей первородного именно греха. (Также отмечу, что Крещение (вопреки распространенному убеждению) не смывает личные грехи родителей, падающие на детей, как известно, "до седьмого колена". Это - факт, на уровне моих наблюдений).
Зато Крещение хорошо стыкуется с идеей "грязного" происхождения человека.
-------
Теперь посмотрим на Причастие. Мы причащаемся Тела и Крови. Здесь очень сложно не увидеть "улучшения природы" человека. Мы как бы не из того теста сделаны, вот нам понемногу тесто-то и меняют.
Если бы Адам был совершенен, но виноват, лечения требовал бы дух! Но не тело.
Так, падшие ангелы например остались безсмертными (только не надо говорить про их безплотность, явасумоляю... Безплотного духа к пушке у ворот не ставят...).
Кто-то может сказать, вслед за принятой официально версией, что-де духовное падение Адама повлекло и "падение" его физического тела и души. "Повредило его природу", как принято говорить.
Но даже если бы было так. Тогда тем более! Если падение духа вызывает падение тела, то и выздоровление духа вызывало бы выздоровление тела. Следовательно, если вся причина в болезни духа, то и "таблетки" должны быть сугубо духовными.
Однако, причащаемся-то мы Тела и Крови. Вспомним мнение, идущее кстати из Библии, что душа "растворена" как бы в крови. Душа, энергия жизни - но не дух!
То есть причащаемся мы именно того, что изменяет не дух, но тело и душу. Дух-то как раз исцеляется молитвой, покаянием - вещами сугубо духовными, логическими, относящимися к сознанию, к личности.
Разумеется, нельзя сказать, что Причастие не влияет на духовное состояние. Но видимо косвенно - через изменение души и тела.
Таким образом, и Таинство Причастия гораздо лучше понимается из логики "улучшения животной природы", чем из логики "исправления последствий вины".
Вообще, немного отклоняясь от узкой темы поста, хочется повторить: вина сама по себе есть вещь, полностью снимаемая раскаянием. Идея об эсхатологических, катастрофических, неисправимых тысячелетиями последствиях скромного проступка - совершенно нелепа, и лишь привычка заставляет нас не замечать абсурдности ее.
(Ребенок нахулиганил - папа отругал, объяснил - ребенок осознал содеянное, поплакал - папа простил. Все остальное - от лукавого).
Также, касательно животной природы, стоит обратить внимание - то, что Церковь называет "страстями" - суть животные инстинкты. От похоти до страха - это животная натура. Мы до сих пор называем низменные страсти - животными, и это реально так. Человек, живущий этими страстями, мало отличается от животного. Наконец, очень многое в поведении человека прямо копирует повадки шимпанзе (недавно прочитал замечательную книгу на эту тему). Прямые параллели.
--------
ПС. Я понимаю, что рассуждения о Таинствах в данном посте не являются доказательными. Они лишь показывают - в какой системе координат значение Таинств выглядит более понятно.
АПДЕЙТ.
Если бы все началось из-за вины Адама, Бог просто дал бы ему Таинство покаяния. Просто принял бы его исповедь, как Священник. И все. И разумеется ДО рождения потомства.
А изгнание из рая, тысячелетняя история "падшего" мира, Пришествие Христа - все это история с совершенно иной логикой развития, и потому с совершенно иной причиной.