«Отбросьте все невозможное;
то, что останется, и будет ответом,
каким бы невероятным он ни казался»
Артур Конан Дойль.
Продолжение, начало в Самое странное .
Вернемся к теме двух цитат из Евангелия:
"Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий".
"Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем".
Итак, с учетом ранее сказанного, какие варианты у нас остаются?
После того, как мы отбросили классическую трактовку, в силу ее неадекватности, формально-логически у нас остается лишь три варианта:
1. Ошибка в тексте Евангелий (вышеприведенные слова Христа записаны неверно или вообще выдуманы);
2. Ошибка Самого Христа (Он хотел придти скоро, но не смог или не захотел);
3. Сказанное Христом произошло в описанные Им сроки.
Начнем с варианта 1.
Возможность незначительной ошибки (в смысле - искажения смысла) в тексте Евангелия не только допустима, но и по сути очевидна.
Во-первых, это очевидно по разнице переводов, порой меняющей смысл фразы довольно заметно. Во-вторых, что еще важнее, описания событий и даже прямая речь Христа у разных евангелистов немного отличаются.
В-третьих, можно привести в пример известное место про "верблюда и игольное ушко": несмотря на очевидную странность фразы, она так и стоит в тексте. В то время как на самом деле либо вместо "верблюда" надо читать "канат" (близко звучит по-гречески), либо речь шла про "Игольные уши"- щель в стене Иерусалима (я не знаю, какая из версий вернее).
Непреднамеренная ошибка подобного рода может возникнуть из-за ошибки переводчика, или оттого, что слушавший Христа человек неверно расслышал, или оттого, что он неточно запомнил. Ничего удивительного в этом нет.
Однако, в нашем случае, списать вышеуказанные фразы на ошибку невозможно.
Так, вторая фраза есть в трех Евангелиях (от Матфея, Марка и Луки). Причем, звучит она везде по-разному. Это сводит возможность ошибки перевода либо запоминания, как мне кажется, к нулю.
Кроме того, и это очень важно, значимость этих фраз чрезвычайно велика. Еще бы - Христос ведь примерно обозначил время Второго пришествия! Перепутать такое или исказить по забывчивости едва ли возможно. Это вам не верблюд и игольные уши... И действительно, мы видим, что три евангелиста, хотя и по-разному запомнили слова - тем не менее одинаково передают общий смысл фразы.
По той же причине, следует исключить сознательное искажение этих фраз злоумышленниками. Слишком значимы эти слова, чтобы их можно было незаметно для массы священников и мирян вставить их в текст, или принципиально исказить их смысл. (Вспомните, например, какую реакцию вызвали реформы Никона - при том, что они вносили несопоставимо меньшие искажения).
Я могу допустить выемку части текста, удаление из канона части важных книг, но допустить подобную грубую правку считаю невозможным.
(Если же вы считаете, что искажения подобного масшаба в Евангелиях возможны были - вам вообще нет смысла читать этот текст, ибо в таком случае в Евангелиях следует допустить вообще любые искажения, после чего и они, и само христианство теряют всякий смысл).
Кстати. Насколько мне известно, первые христиане жили в ожидании близкого пришествия Христа - что лишний раз подтверждает достоверность данных фраз в современном тексте Библии.
Таким образом, можно сделать вывод, что вариант 1 следует исключить.
--------
Перейдем к варианту 2.
Мог ли ошибиться (изменить планы) Христос? Здесь, собственно, вопрос веры.
Для христиан сама постановка вопроса звучит почти кощунственно. Хотя, справедливости ради надо сказать, что в Ветхом завете есть места, допускающие подобные взгляды. Вот например: "и раскаялся Господь, что создал человека на земле". Передумал. И решил истребить.
Классическая трактовка, конечно, пытается отрицать (как обычно), что в Библии сказано то, что написано...
Но мои сомнения здесь основаны не на ней, а на проблемности отождествления Элохов книги Бытия и Бога Евангелий.
Поэтому, возможность "ошибки" Христа я склонен исключить.
В конце концов, все слова Христа (и обсуждаемые фразы в особенности) - это Его Завет людям. Если представить себе нарушение Завета Богом, то дальше следует переквалифицироваться в атеисты. А этакой глупости следует избегать ;)
Более того. Если даже допустить мысленно, что в силу некиих причин Второе пришествие было отложено - очевидным образом следует предположить, что Бог известил бы об этом Церковь. Впрочем, повторю, сама возможность нарушения Завета мне кажется нереалистичной.
Таким образом, мы вынуждены распрощаться и с вариантом 2.
------
А следовательно, в полном соответствии с вынесенными в эпиграф словами Конан Дойля, у нас остается только вариант 3.
Первое, что тут хочется сказать - этого не может быть! Сама мысль о том, что мы живем после Второго пришествия, абсурдна по определению.
Должен вам сказать, что когда чисто логически пришел к этому варианту, мне зазотелось протереть глаза. И собственно его рассмотрением я занялся скорее с улыбкой - из спортивного интереса, "а не удастся ли хоть как-то натянуть видимую картину мира на вариант 3, раз уж других не осталось".
Однако, стоило мне об этом задуматься, как в голове щелкнуло :), и картина перестала казаться нелепой.
Обратимся к книге Откровения Иоанна, то есть к Апокалипсису. Нельзя сказать, что в богодухновенности этой книги нет сомнений, они есть - но Апокалипсис признан православной Церковью каноничным. Значит по крайней мере имеем право опираться на него без чрезмерных сомнений.
Прощу прощения за довольно длинную цитату, но она необходима и очень познавательна:
" 19 И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
20 И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;
21 а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.
20
1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это -- первое воскресение.
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
21
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет."
-----
Думаю, мысль моя понятна. Меня очень давно интересовало, что в Апокалипсисе Царствий Божиих два - одно на тысячу лет на старой Земле (сразу после истории с Антихристом и печатью), а второе позже, после победы над дьяволом 2.0, и уже на обновленной Земле и в спускающемся с неба Небесном граде (фантасты, молчать!).
Я полагаю, нет смысла рассказывать, как вышепроцитированный ясный и недвусмысленный текст толкуют наши православные богословы? Лучше не надо, в безпристрастных выражениях это сделать сложно...
И вот, с неожиданной стороны, открылось решение - одна старая загадка разрешилась через другую старую загадку.
--------
Возможно, вы скажете - как это так! История человечества после Христа, хотя и сопровождалась распространением христианства, мало похожа на "тысячелетнее царство со Христом".
Однако, на самом деле, как раз очень похожа. Задумайтесь, как вы себе представляли это царство? Как физическое присутствие Христа, в виде земного Царя? Как рай на земле? Тогда простите, как жто царство могло склониться к поклонению Антихристу и печатям на лоб?
Очевидно, что "царство святых со Христом" - это и есть христианская история мира. Да и все ли мы знаем о ней? Боюсь что нет. Но сейчас она завершается, и приближается не первая, обещанная Христом ученикам, а вторая, окончательная развязка.
Фактически, теперь остается вот что: найти в тщательно замазываемой истории (от Христа до нового времени) следы того, о чем говорится в Апокалипсисе. От "печати на правую руку" (получается, искать ее следы надо в первом веке новой эры!), до апокалиптических природных событий. Впрочем, как раз с этим проблем, кажется, нет. Сейчас энтузиасты, вопреки официальной истории, много накопали о масштабных катастрофах относительно недавнего прошлого.
Интересно и то, что в отношении предстоящих современному человечеству апокалиптических событий, готовиться надо не к "печати", а к военному и цивилизационному противостоянию. Да и много еще интересного можно увидеть, читая Апокалипсис в такой трактовке.
В общем, вот как-то так ;)