greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:

К предыдущему посту

Что конкретно несли апостолы народам? "Благую весть"? Да, но благая весть - это просто новость. Услышали, поблагодарили, на этом все.
Нет, апостолы несли религию, а религия - это система. И вот они несли какую-то такую систему, что в скором времени с этой системой начало жесточайшую борьбу, ранее предельно толерантное к религиям, римское государство. И вело эту борьбу до тех пор, пока очередной кесарь не почел за лучшее возглавить то, что никак не удавалось победить.

Сегодня это объясняют отказом христиан поклоняться римским богам. Но позвольте, а почему тогда римские императоры не третировали иудеев? Те ведь тоже отказывались. Римские императоры были властолюбцами и прагматиками. Иудеям они позволили даже чеканить для храма собственную монету. Потому что-де императорский лик на монете оскорблял еврейского Бога. И ничего, императоры как-то стерпели. Почему? Вспомните вопрос, заданный Веспасианом своему сыну Титу - пахнут ли деньги? Евреи платили налоги, и этого было достаточно!

Христиане тоже платили налоги. Христиане служили в войске императора. Что заставляло императоров, одного за другим, воспринимать христианство как государственную угрозу?  Представление о едином Боге? Вера в Сына Божьего? Обязанность прощать ближнего? Что такого в христианстве опасного для власти?

Ничего. В знакомом нам христианстве нет ничего, что могло бы дать императорам повод для опасений. А в тогдашнем было. Что? Отнюдь не богословские истины. И не заповеди любви к ближнему.

Христианство (тогдашнее) меняло социальный ландшафт. Меняло структуру общества. Христианство генерировало общины. Причем общины, объединенные саможертвованием и альтруизмом (что очень опасно). И эти общины, что еще хуже, начали связывать общество не по роду деятельности или социальному положению, а по всем слоям сразу. В общине мог состоять сын легионера и сын сенатора, и там же - богатый торговец и нищий гладиатор. Связи общины пронизывали слои общества, а сами общины соединялись друг с другом. Создавалась контр-иерархия. Альтернативный контур влияния, альтернативная власть.
И вдобавок к этому, у общин имелись "сверхвозможности", вытекавшие из христианского альтруизма, доходящего до самопожертвования, и заботы общины о всех своих членах. Атомизированное и морально разложившееся позднеримское общество было неспособно противостоять христианам.

И получалось в результате, что великий Рим, покоривший силой оружия всю ойкумену, падал под власть "безоружных завоевателей". Естественно, императоры пытались с этим бороться! Так, как привыкли - силой оружия. Это только сплачивало христиан и герметизировало их общины, вдобавок повышая качество человеческого материала в них.

Наконец, самый умный из императоров догадался, что следует сделать. Однако, переход императора в христианство снимал лишь тактическую проблему, но не решал вопрос (вопрос о неподконтрольности власти и элиты низам) стратегически. Христианство делало общество, сверху донизу, единым и взаимозависимым. Вот в чем его опасность для власти, привыкшей править низами с помощью подконтрольных ей силовых структур и верхов. Христианство ломало это разделение.

Надо полагать, при том же умном императоре должен был начаться и процесс постепенного лишения христианства его потенциала, той самой "закваски".
Tags: религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments