http://diak-kuraev.livejournal.com/663901.html
А причина одна... И нет, дело отнюдь не в благодати. Извините, но если у нас Церковь организована как армия, с жесткой вертикалью подчинения - то иначе просто и быть не может.
Вот только в армии жесткая вертикаль оправдана, несмотря на очевидные издержки, потому что этого требует специфика военных действий. Хотя и там безправность подчиненных порой чревата поражением из-за отсутствия инициативы внизу - но пока еще в армии от вертикали никуда не деться.
А вот в Церкви властная вертикаль непонятно, для каких целей нужна. То есть, понятно для чего нужна сама вертикаль (священники, епископы и патриарх), непонятно для чего эта вертикаль армейского типа - с жестким подчинением сверху вниз. Церкви (верующим) это не нужно. Верующим даром не нужно право епископа назначать и переводить священников - верующие лучше знают, кто им люб в роли настоятеля. Это христианская община или армейская казарма?
И уж конечно, священникам виднее, кому быть местным епископом... Епископом должен быть авторитетный (в хорошем смысле) и уважаемый в данной местности священник. Это очевидно.
А кому нужна армейская вертикаль в Церкви? Нужна она лично руководству этой самой вертикали, а также - в неменьшей степени - она нужна государственной власти. Ибо только так можно обезпечить надлежащий контроль. Тысячи общин не проконтролируешь, на избранных и финансируемых общинами священников и епископов не повлияешь.
-----
Кстати. Интересный, как мне кажется, момент.
Современная демократия буксует по простым причинам - абсолютной некомпетентности избирателей в отношении избираемых и отсутствии какого-либо реального влияния первых на вторых. Если бы эти две причины можно было устранить, демократия играла бы очень важную роль (хотя одной ее недостаточно для управления государством, разумеется).
Так вот, приходские общины, безусловно, не страдают первой болезнью демократии - незнанием своих священников. А если общины получат (точнее, возьмут) и право выбирать священников - они перестанут страдать и второй болезнью. А это уже совершенно другой формат общества: это реальная власть снизу, реальная демократия (вместо выборной профанации), реальная связность в обществе.
И еще это возможность христианизации общества - христианизации не в смысле роста числа христиан (хотя и это неизбежно произойдет), а в смысле изменения общества в соответствии со взглядами и ценностями христиан, и руками христиан.