- люди с серьезными ранениями мозга, сохранившие ясный разум,
- люди, прекрасно жившие без мозга вообще (что выяснялось при вскрытии)
- люди, пережившие клиническую смерть и ясно мыслившие, находясь вне тела
- объем памяти человека превышает физическую емкость головного мозга
С другой стороны, каждый может поставить на себе простейший эксперимент: достаточно выпить хорошую дозу алкоголя, чтобы заметно повлиять на работу ума. Однако же очевидно, что алкоголь действует именно на тело (мозг), но не на душу. То же касается и многих других химических препаратов, конечно. То есть, мыслим мы все же мозгом?
Аналогичным образом, именно в пользу мозга как органа мышления говорят:
- изменение мышления во сне
- возможность потери сознания (во сне, от удара, при обмороке, при наркозе).
- опыты по влиянию различных полушарий мозга на творческие/логические способности
Наиболее очевидным представляется вариант, что мозг - это своего рода промежуточный интерфейс, декодер. То есть мыслит душа, а мозг лишь преобразует информацию. Однако, такой подход не вызывает сомнений лишь в случае, когда речь идет об управлении телом (двигательными, речевыми функциями и пр). Но когда речь заходит о мышлении, тут уже возникают проблемы.
Если мозг - декодер, тот же алкоголь мог бы влиять лишь на нашу речь или походку, но не на мышление и не настроение. Простейшая аналогия - если вы испортите колонки у компьютера, вместо музыки вы услышите лишь нестройные хрипы, однако компьютер-то будет работать по-прежнему.
Следовательно, мозг больше, чем просто декодер. Но до какой степени? Ответ на этот вопрос определяет, в какой степени наше "я" - это наше тело. Вне тела - что мы такое?
Ранее я высказывал мысль, что душа без тела - вещь неполноценная потому, что дух лишен ощущений, то есть живет в окружающей реальности как в виртуальности. Как человек, "путешествующий" по миру, сидя на стуле за экраном компьютера.
Но что если неполноценность души (духа) еще существеннее? Что если душа без тела неспособна даже и к мышлению, в нашем понимании этого явления?
(Кстати, не здесь ли кроется ответ на вопрос о причине строгого, и на первый взгляд совершенно нерационального, запрета на самоубийство в христианстве?).
Как в этом случае быть с приведенными выше аргументами в пользу "мышления душой", вопрос интересный.