greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:
«... Царство Небесное силою берется,
и употребляющие усилие восхищают его»
Евангелие от Матфея


Допустим, смысл земной жизни в том, что Бог хочет испытать людей — дабы отсеять зерна от плевел. Возможны два типа таких испытаний, в чистом виде - либо явное, либо тайное.

Явное испытание выглядит так. Бог говорит: "вот Я, вот Царствие Небесное, оно — вот такое вот. Смотрите, думайте, решайте. Вот участь праведников, вот участь грешников и лентяев, а вот участь тех, кому Я не по нраву и кто сознательно отрекается от Меня. Организованы ежевоскресные безплатные экскурсии во все три места. Просьба задавать вопросы, вы всегда можете у Меня и Моих помощников уточнить все непонятные моменты, не стесняйтесь пожалуйста. Отныне, у каждого из вас есть жизнь, чтобы успеть сделать свой выбор и предпринять все необходимые усилия".
В этом случае, смысл вынесенной в эпиграф евангельской цитаты становится вполне ясным.

Тайное испытание выглядит так. Бог прячется от людей, предоставляя им возможность действовать без оглядки на Него и не подозревая об Его существовании. И, таким образом, проверяет наклонности людей. Ведь очевидно, что человек может стремиться стать лучше лишь, например, из страха Ада и обещаний вечной жизни. Вы стоите на службе в храме потому, что не можете не ходить, так вам там хорошо, или потому что уверены - иначе не спастись? Атеисты не ходят в храм, заметьте.
Но при тайном испытании проверяется не сила воли и не упорство в достижении цели, а готовность быть хорошим человеком просто ради того, чтобы таким быть, а не ради достижения некоей цели.
Соответственно, при тайном испытании вынесенная в эпиграф цитата теряет смысл, становясь абсурдной. Однако нам говорят, ОДНОВРЕМЕННО:
- Бог не показывается явно, чтобы не лишать нас свободы выбора
- Царствие Небесное усилием берется.

Одно из двух этих утверждений - ложь. Но поскольку второе принадлежит Богу, то стало быть, ложью является первое.


Далее, что мы видим на практике? А на практике мы видим даже не нечто среднее между явным и тайным испытаниями, а что-то совершенно не из этой логики. Когда часть людей свято уверена, что Царствие Небесное усилием берется, и старается молиться и поститься. А другая часть столь же свято уверена, что никакого Бога вообще нет. А третья часть считает первые две части неверными, которых Аллах повелел либо унижать, либо убивать. А четвертая часть считает, что жизней у них впереди еще очень много, и вообще главное - однажды прервать цепь перерождений и раствориться в Ничто...

Важно понять, что реальная картинка, реальный мир, совершенно не соответствует тем умозрительным представлениям, которые мы можем нарисовать исходя из традиционной парадигмы.
На что же похожа реальная ситуация? А реальная ситуация похожа... НА РЕАЛЬНУЮ. Это не тавтология, в данном случае. Якобы "метафизическая" ситуация, в которой находится человечество, напоминает вовсе не абстрактно-идеализированные построения богословов, а напоминает она почему-то примеры из обычной жизни.

Вот простейший:

Большой пассажирский лайнер потерпел катастрофу, напоровшись в тумане на риф. После того, как люди оказались в воде, капитан успел прокричать "Берег справа, до него пять миль, плывите туда-а-а!!!", после чего немедленно погиб в набежавшей волне.
Кто-то правильно расслышал слова капитана, и начал грести куда сказано. Кто-то перепутал право и лево и поплыл не туда. Кто-то в переполохе не слышал ничего. Кто-то выскочил из каюты намного позже слов капитана, когда одни кричали "берег там!", а другие "нет, вон там!", и принимал решение сам, исходя из своей оценки обстановки, что в тумане затруднительно.
В результате спаслась лишь малая часть пассажиров, причем даже поплывшие изначально в верном направлении, спаслись далеко не все - кто-то сбился в тумане с пути, а кому-то просто не хватило сил.

Вот такая бытовая аналогия - прекрасно объясняет добрую половину тех парадоксов земной реальности, которые не в состоянии объяснить все христианское богословие, вместе взятое. (Конечно, этот небольшой пример не отражает ситуацию в целом - он не говорит ничего о происхождении человека, например, о конфликте в Эдеме, о посмертной участи людей и тд.)
Но когда мы заводим разговор о теодицее, о проблеме "спасения язычников" или о смысле земной жизни - этот бытовой пример адекватнее описывает наблюдаемую реальность, чем любые метафизические измышления.

Это наводит на мысль, что и ситуация на Земле в целом, и судьба человечества - должны объясняться исходя из предельно реалистических моделей. Для объяснения библейского сюжета нужен не богослов, а следователь или, может быть, политик.
Tags: религия
Subscribe

  • (no subject)

    Смысл, который русский человек (среднестатистический, я не про исключения) вкладывает в понятие "патриотизм", в точности соответствует понятию…

  • Ошибка Галковского

    — в том, что Белая Госпожа, на самом деле, отнюдь не белая. И потому визит Галковского в аглицкое посольство - это не визит гадкого утенка к…

  • Национализм и интернационализм - близнецы-братья

    Все собирался написать, да забывал, а тут тема, благодаря френдленте, сама напомнила о себе. Национализм и интернационализм - мировоззрения,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments