greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Categories:

Про Гейдара Джемаля

Забросил было его журнал читать, а тут Хазин упомянул мимоходом его имя, я вспомнил и решил немного послушать по дороге. Послушал с десяток монологов и интервью, наверное. Некоторые выводы.

Позитив:
- Джемаль действительно очень умный (впрочем, это банальность).
- Почти со всем, что говорит Джемаль, трудно не согласиться. Мне нравится, в частности, часто повторяемая им идея цивилизационной ошибки, неправильного пути цивилизации. И идея о "радикалах" - людях, не желающих продолжать двигаться далее тем же путем, а желающих исправить ошибку.
- Отдельного упоминания заслуживает его фраза о концепции России как Третьего Рима: "но ведь Рим не был справедлив". Респект, очень хорошо сказано.


Негатив:
- В прошлый раз я расфрендил Джемаля за призывы уничтожать культурные памятники и вообще, по сути, культуру: http://greenorc.livejournal.com/404758.html
Я так понимаю, вряд ли за год мировоззрение Джемаля в этом вопросе изменилось.

- По видимому, мысль Джемаля, при всей ее остроте и глубине, не в состоянии выйти за пределы некоторых стереотипов. Это весьма естественно для верующего человека, но это плохо для философа. Философ, исходящий из априорных стереотипов, это очень специфический тип.

- Джемаль много и хорошо говорит о справедливости, но под справедливостью он понимает нечто весьма специфическое.
Так, он ухитряется замечать случаи избиений мигрантов нацистами (хотя эти случаи единичны), и ОДНОВРЕМЕННО не замечать случаев жестоких преступлений со стороны мигрантов (хотя это масса случаев). Не замечать принципиально, ни изнасилованных женщин и детей, ни сломанную лопатой челюсть ребенка - и одовременно замечать нескольких забитых националистами мигрантов, это надо иметь совершенно особый вид совести.
То же касается его отрицания межнациональной проблематики как таковой, с одновременным игнорированием геноцида русских на Кавказе и в Средней Азии.
И опять же - одно дело, когда интернационалист по убеждениям отмечает межнациональную проблематику (особенно болезненную сегодня для русских), и совсем другое дело когда он ее принципиально игнорирует. Такое возможно только в одном случае - когда человека чужие беды не трогают от слова "совсем".

А например из этого интервью интервью вы можете сделать вывод, что жители Кондопоги или Сагры - агенты израильского лобби. Да-да.

- Национальный вопрос у господина Джемаля вообще приобретает удивительные оттенки.
Так, он одновременно (в пределах одного указанного интервью!) утверждает:
а) что настоящие русские не имеют никаких претензий к кавказцам, а все высказывающие такие претензии не русские, а имеют родственников в Израиле и израильский паспорт *, и просто хотят поссорить тех и других;
б) что кавказцы имеют в России "мощную диаспору", "есть огромная северокавказская диаспора в России" (причем это говорится в позитивном ключе);
в) что необходимо быть интернационалистом, а любой национализм - это плохо.

Полагаю, комментарии тут излишни.

Вообще, убежденному интернационалисту (а я например убежденный интернационалист, в теории) достаточно посмотреть это интервью, чтобы задуматься. И на практике, а не в теории, стать убежденным националистом. Потому что идеалы - идеалами, а с волками жить - по волчьи выть.

В сущности, Джемаль в этом ролике развенчивает идеи о возможности совместного проекта христиан/русских и мусульман (вопреки его утверждениям в других выступлениях). Джемаль как бы говорит нам: "никогда мы не будем братьями" (с).


А то, что стремления и идеалы мусульман, и самого Джемаля в частности, близки стремлениям и идеалам русских/христиан, то не надо обманываться. Национал-социализм был близок во многом большевизму. Но воевал Гитлер не с Америкой, и не с Англией (с Англией была фейковая война), а с русскими. То же и тут. Мусульмане называют врагом Америку, а воевать будут с нами. Ничего личного, просто нам нравится ваша земля - как-то так. А идеалы и борьба с мировым злом? А это подождет.


* - любопытно, что в качестве примера таких персонажей Джемаль приводит Белова-Поткина, заведомого провокатора. Это примерно, как если бы некий охранитель заявил, что все противники Путина - отвратительны, и в качестве примера привел Новодворскую. Таким несложным методом можно якобы "смешать с грязью" всех, кого угодно. Так, например, я могу заявить, что все мусульмане - подонки и убийцы, и привести в пример Басаева, захватившего роддом.
Но ведь это сознательная манипуляция. Как можно упомянуть Поткина, но забыть например про историю Бахтияра Алиева. То есть Джемаль ругает нынешнюю власть и Суркова в частности, а сам занимается ровно тем же - политической манипуляцией. Причем довольно циничной и безсовестной, при этом говорит о справедливости.


ПС. Вообще, философ без чувства сострадания - страшная штука. Но ради той самой справедливости стоит заметить, что это свойственно не только исламских богословам, но и нашим.

Tags: мусульманство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Добровольно и с песней

    - А вы уже используете сокращение "до н.э." в значении "до начала эпидемии? (с) народное Есть два способа отключить эмпатию. Первый, широко…

  • Туннель

    На прогресс можно смотреть с разных точек зрения. Прогресс это рост, но что именно растет в результате прогресса? Банально-технически - растет…

  • Верным путем

    Навеяно: https://anlazz.livejournal.com/647372.html Подобные воззрения базируются на эволюционной модели человеческой истории (прошлой и будущей).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments