Есть одна нехорошая вещь, которая объединяет верования христиан (по крайней мере, в современной их трактовке) и оккультистов-эзотериков.
(Кстати, заранее прошу понять меня правильно - я в этом тексте не пытаюсь приравнять христианство к эзотерике, или раскритиковать христианство как таковое. Моя цель, скажем так: борьба с некоторыми накопившимися ошибками).
На первый взгляд, сложно представить себе более далекую от христианства религию, чем эзотерика. И это действительно так - практически по всем основным моментам оккультизм и христианство резко расходятся.
Так, в христианстве есть личностный Бог, оккультизм же с точки зрения христиан - смесь язычества с сатанизмом (вон, Кураев в свое время даже книжку написал "Сатанизм для интеллигенции", про современные эзотерические учения). Или, например, христианство категорически отрицает идею реинкарнации. Ну и тд.
Однако, все не так просто. И сводить вопрос к догматическим или космогоническим различиям не стоит. К слову, я вот тут недавно написал текст "Х-фактор, или к вопросу объективной оценки религии" http://greenorc.livejournal.com/656664.html
Высказанная там идея проста: формальная разница между религиями (догматическая) вторична по сравнению с теми практическими следствиями, которые следуют из положений религии. И что сравнивая религии, не надо спорить о догматике, у кого она более истинная - все равно проверить-то ее положения в этой жизни невозможно. К таким спорам обычно все сводится при межконфессиональной полемике (см например диспуты о.Даниила Сысоева с мусульманами или старообрядцами), но это же глупо. Вместо этого надо посмотреть глазами ученого-экспериментатора: что люди начинают реально делать, приняв ту или иную религию. Вот тут-то и станет заметно подлинное различие между религиями.
Подход простой, но его применение приводит порой к неожиданным религиозным выводам. И один такой вывод мы с вами сейчас наблюдем...
-------
Одним из самых интересных и характерных моментов в представлении эзотериков является вот какой. Они утверждают, что земная жизнь - это сознательное испытание, решение пройти которое принял для себя (для своей души) сам человек. Сам он выбрал, каких качеств и опыта ему не хватает. И для их обретения, избрал себе некий, сознательно трудный, земной путь. После чего его душа инкарнировалась на Земле и он родился человеком, в определенных жизненных обстоятельствах, с целью прожить жизнь, преодолеть реальные трудности и свои собственные слабости (если получится), а затем умереть. А после смерти его душа оказывается снова в неких высших сферах, где оценивает пройденный путь и свои качества, и может снова принять решение об инкарнации, уже возможно в каких-то других условиях и ради обретения других качеств и опыта. Как-то так.
Я не буду сейчас писать о том, что все это, на мой взгляд, заблуждение. Как уже было сказано выше, проверить-то все равно нельзя.
Важно другое - какой внерелигиозный эффект, какой чисто практический эффект здесь, на Земле, достигается, если человек принимает такие взгляды? И вот тут уже интересненько... Смотрите сами, все просто: таким нехитрым приемом достигается максимальная терпеливость субъекта по отношению к жизненным обстоятельствам.
Вам плохо? Это вы сами избрали для себя такую судьбу, именно этого опыта вашей душе категорически не хватало. Причем, с вашей же собственной точки зрения!
Кому-то другому плохо? Это его опыт, он сам выбрал.
Утрированный пример для понимания, как это работает. Представьте себе некоего революционера, который приходит к крепостному крестьянину, или скажем к живущему в нищете рабочему, и начинает его агитировать на борьбу за лучшую жизнь. А рабочий или крестьянин ему отвечает - дурак ты, не мешай моей душе в прохождении полезного земного тренинга. Я сам выбрал для себя этот ценный опыт: прожить жизнь нищего рабочего.
- Ладно, говорит ему революционер, тебе себя не жалко - так пожалей свою жену и детей, посмотри каково им приходится! Посмотри как живут другие вокруг тебя, неужели тебе их не жалко?
- Вот дурак, они же тоже для себя выбрали этот опыт. Или может, у них просто карма плохая - нагрешили в прошлой жизни, теперь вот расплачиваются. Нет, ты не думай, что я безчувственная скотина. Я, конечно, испытываю к ним чувство сострадания - так ведь и это тоже часть моего опыта и испытания, и это для меня тоже полезно. Короче, иди ты своей дорогой...
Конечно, в реальности влияние религиозных представлений на мировоззрение человека редко выражается столь откровенно. Но на уровне влияния на менталитет - работает. Народ становится терпеливее. Но еще важнее не терпеливость, а идеологическая пассивность. И вот тут, полагаю, эффект еще серьезнее. Человек (и народ в целом) начинает воспринимать окружающий мир принципиально как данность. Как экзаменационную комнату. Конструктивистский подход просто не возникает в голове. То есть, в лучшем случае рассуждения будут на уровне "терпеть/не терпеть". Но не на уровне "я хочу изменить мир, чтобы он выглядел вот так-то".
То есть, подобные религиозные идеи существенно усиливают пассивность населения. Профит.
Но есть одна проблема. Не со всеми жто прокатывает, для особых людей нужен особый подход - нужен еще канал сброса активности пассионариев, которые все равно неизбежно появляются в социуме, и как с ними быть? А для этого существуют разного рода "мистические" практики. Привет, реоигиозный пассионарий! Хочешь подвигов и жаждешь изменить мир? Это пустое. Измени себя! Вот истинный путь.
Пожалуйста, вот тебе путь в нирвану. Очень трудный, сложный - но ты ведь не ищешь легких путей? Ты же сильнее и упрямее большинства? Отлично, вперед, ты достигнешь больших высот!
И очередной дурачок утилизирует свою кипучую энергию, устремив ее внутрь, на "самосовершенствование" и "мистические" опыты, а не наружу, против системы. А заодно, с годами достигнув высот в своем безобидном деле, станет живой иконой и безплатным религиозным пропагандистом. На него будут показывать, как на пример того, чего можно достичь.
Ну а теперь, скажите мне - а разве у нас не так, в современном христианстве? Истинно так.
За долгие годы омерзительнейшего крепостного права православие не породило святого, который бы потщился изменить систему и тем облегчить страдания народа. Таких святых породил... атеизм. А православие? Оно породило особую породу святых-интравертов, "уходящих в пустыни" от мирской суеты и несправедливости.
У нас сегодня есть доктрина о том, что этот мир с его страданиями и несправедливостью попущен Богом, для нашей же пользы. С точки зрения догматической, это сильно отличается от воззрений эзотериков. С точки зрения реального выхлопа, практических действий и практическрй идеологии верующего человека - это одно и то же.
Из этой доктрины у нас вытекает доктрина о смирении и терпении - не только в отношении бытовых поступков ближних, но и по отношению к происходящему вокруг, по сути наша доктрина требует от нас терпеть зло.
Далее, в современном христианстве сложилось восприятие религиозного пути человека как пути мистического, пути безконечного самосовершенствования, пути аскезы. Образец для христианина сегодня, это примеры прошедших этот путь - святых-мистиков, отшельников-аскетов.
Наконец, сама идея о христианском миропроекте была практически приравнена к ереси ("хилиазм"), более того - возникла и, можно сказать, догматически оформлена убежденность в неизбежной исторической победе зла.
Из нас делают идеальных обитателей чужой матрицы: терпеливые батарейки. Хотим ли мы, христиане, оставаться в этой матрице, или готовы вернуться в реальный мир - зависит только от нас.