greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:
Кураев приводит интересные моменты из истории Церкви, но делает слабые выводы.

http://diak-kuraev.livejournal.com/790765.html
http://diak-kuraev.livejournal.com/790310.html

Детали вот такого типа:
"В середине XV в. в Пелопоннесе был подвергнут пыткам и членовредительству (усекновение руки, языка, ушей), а затем осужден на смерть и утоплен «в пучине моря» некий «отступник» по имени Ювеналий, ученик или сподвижник выдающегося философа-неоплатоника Георгия Гемиста Плифона.
Главное свидетельство об этом процессе — письмо тогда еще монаха, будущего патриарха Константинопольского, святителя Геннадия (в миру — Георгия) Схолария к судье г. Мистры, осуществившему казнь.


Там по ссылочкам много еще интересного в том же духе. А выводы вот такие:

"И они просто иллюстрация ранее высказанного мною тезиса о том, что
История церкви это не только история святых, но и история болезни. В этой истории было немало переломов и кривых сращений. Приобретено много стигматов (в психологическом смысле этого слова) и дурных привычек. Создано много двусмысленных образов и образцов для подражания. Нравственно не осуждено (а, значит, и принято и даже оправдано) много отнюдь не святых поступков.
"


Выводы правильные, но недостаточные. Видите ли, вся богословская парадигма Церкви — от догматов о сущности Бога до концепций типа "грехопадения" или "искупления" — стоит на одном-единственном постулате: постулате о святости отцов Церкви и, как следствие, о непогрешимости их (совокупного) мнения. Адекватных логических обоснований эта парадигма не имеет.



И вот если историю Церкви считать историей святых, то получается, что богословская парадигма Церкви стоит на фундаменте из камня. А если считать историю Церкви "не только историей святых, но и историей болезни", то богословская парадигма Церкви стоит на фундаменте из песка.
Ибо эту парадигму создавала та же самая Церковь, которая отрезала несогласным уши, языки и руки, топила и сжигала. А значит, тот постулат о святости и непогрешимости, на котором все стоит, не стоит и ломаного гроша. Это очевидно, но Кураев этого не замечает.

Прошу понять меня правильно. Вышесказанное не означает, что христианская Церковь и самое христианство - это вообще зло. И дело даже не в том, что помимо моральных уродов и садистов, записанных в "святые", были и реальные святые. Дело в другом.
Вот, например, есть такая страна - Россия. В истории России не все прекрасно и величественно, там есть немало черных страниц и немало антигероев. Но очевидно, что это не повод нам, русским, отказываться от России и от своей истории — на том основании, что наша история не представляет собой сплошное величественное сияние. Любой нормальный человек относится к истории своего народа с пониманием, что в ней есть место героизму и святости наряду с трусостью и грязью, есть место чести и величию наряду с предательством и низостью. То же самое, разумеется, касается и истории Церкви.

Другими словами, речь просто о здоровом реализме - совершенно очевидно, что реальная история Церкви с неизбежностью будет содержать примеры святости и мерзости, мудрости и глупости, честности и лживости, истины и подлогов, и так далее и тому подобное. И нелепо делать из тех же примеров, приведенных Кураевым, выводы "Церковь плохая".

Но. Еще нелепее верить, что вот та реальная Церковь, о которой идет речь - что она могла быть непогрешима. Что она могла когда-либо в своей истории генерировать гарантированно истинные догматы и представления. Гарантированно истинные именно благодаря тому, что Церковь-де свята. Церковь не свята, разумеется. Святая Церковь не отрезает уши и руки живым людям за несогласие с ней, святой Церковью, в богословских вопросах. Это делает только реальная Церковь, представляющая собой смесь добродетели с мерзостью, меда с дегтем. Причем, вопрос процентного соотношения меда и дегтя тоже очень интересен. Ведь описанное выше в примерах Кураева - это НЕ ИНЦИДЕНТЫ. Это норма для своего времени. МЕРЗОСТЬ БЫЛА НОРМОЙ ДЛЯ ЦЕРКВИ.

Опять-таки, в этом нет ничего странного - в русской истории одно время нормой было крепостничество: худшая и позорнейшая форма рабовладения, когда в рабстве держали единоплеменников- единоверцев. Мы же не отрекаемся из-за этого от своего народа, своей страны и своей истории. Но! Мы ведь и не объявляем дворян-помещиков святыми, чье совокупное мнение непогрешимо. Это было бы смешно. Ведь очевидно, что времена были, по нынешним меркам, неприличные просто. В газетах же публиковались объявления типа "продается семья".

В отношении же истории Церкви этот финт ушами с легкостью проделан. Времена были неприличные, но богословские конструкции тех времен непогрешимы. Что вы, ведь это же не просто богословские конструкции, это же МНЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ. А то, что за альтернативные мнения Церковь отрезала языки - это ничего, это на святости правильного мнения (того, за которое языки не отрезали, а наоборот, хвалили) никак не сказывается.

В заключение, небольшая цитата известного богослова ХХ века В.Лосского:

"Опытное познание этой трансцендентности присуще мистической жизни христианина: "Даже когда я соединен с Тобою, – говорит преподобный Макарий, – даже когда мне кажется, что я больше от Тебя не отличаюсь, я знаю, что Ты – Господин, а я – раб". "

Обратите внимание: Лосский признает слова Макария "опытным познанием трансцендентности", то есть он фактически приравнивает их к свидетельству. Слова Макария таким образом становятся в богословии тем, чем в науке является эксперимент. Фактом. Основанием для выводов. Не случайно Лосский начинает одну из своих книг со слов "Бог – не предмет науки, и богословие радикальным образом отличается от философского мышления (...)". Вот уж действительно. Это не наука, это фричество.

И кстати, посмотрите, что пишет Макарий. Дело даже не в том, что тут самое время вспомнить товарища Фрейда... Дело в том, что здесь человек откровенно транслирует свои, соответствующие эпохе, политические и бытовые представления на область "трансцендентного". Это очень похоже на представления Златоуста, который призывал пытать и еретиков, и оппонентов царя. У этих людей неизбежно Бог - это Царь, Властелин, Господин над рабами. Они не мыслят иной социальной конструкции, иного типа взаимоотношений. В их представлениях все мироздание построено на вертикали "господин - раб". Хотя такая вертикаль - это чистая дьявольщина.

(И отдельно интересен тот факт (а вот это уже, видимо, действительно факт), что Макарий не выводит свои садомазобогословские представления на кончике пера. Нет, это у него мистика такая, это его эзотерический опыт. Очень интересно.)

Все это безконечно далеко от Евангелия, зато это привычная реальность всех этих дикарей, отрезавших оппонентам руки и языки, во славу Божию. Ясен пень, если ты сжигаешь еретика во имя спасения христианских душ, то Бог в твоих представлениях обязательно Царь и Властелин, а сам ты обязательно пред Ним — раб. Это как дважды два. Таким будет богословие дикаря, придающего сакральный смысл своим по сути террористическим действиям. Едва ли этих людей можно назвать христианами. Они безконечно далеки от апостольских представлений и тем более от слов самого Христа. Но именно такие, как они, создали привычное нам христианское богословие. Которое сегодня для миллионов искренне верующих людей (что забавно, нравственно стоящих недосягаемо выше того же Златоуста) выглядит сакральным и, более того, считается фундаментом православия.

Tags: религия
Subscribe

  • Л значит логика

    " Была абсолютно здорова. Через несколько дней после первой дозы вакцины поднялась температура. Через пять дней после прививки она попала в…

  • Об оружии

    Если правительство не опасается оружия на руках у граждан - значит оно считает врагами кого-то другого, в борьбе с кем можно опереться на граждан.…

  • Пунктуационное, чисто позанудствовать :)))

    https://plohoy-zyalt.livejournal.com/447027.html Читал и плакал :) Бедные люди. Нещщастные... Проще все. Запятая ставится не по каким-то там…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments