Из всего, что я успел у Никонова прочитать касательно религии, меня зацепила только одна вещь (остальное несерьезно пока).
А именно - касательно "оскорбления религиозных чувств". Только что Никонов об этом напомнил, написав вот этот пост (цитирую с небольшим сокращением):
"Для начала половим на живца - проведем несколько антирелигиозных выставок и после того, как клерикальные фанатики напишут свои доносы в прокуратуру, отправим их под суд. За разжигание ненависти и оскорблении религиозных чувств. Ведь зачем они пошли на эту выставку? Затем, чтобы убедиться в ее оскорбительности. Придя, на выставку, куда их никто насильно не тянул, они оскорбили свои религиозныt чувства. Налицо состав преступления по ст. 282-й. Умысел доказывается самим фактом посещения выставки и покупкой билета. Вы верующие? Верующие. Знали, что выставка может оскорбить верующих? Знали. И пошли? Пошли. В результате оскорбили чувства верующих."
В книжках Никонов приводил и другие примеры - начиная от "человека посадили за плевок на портрет Ленина" или "вспомните карикатуры на Магомета", и до "представьте, что кто-то у себя дома кидает дротики в портрет вашей мамы". То есть, практически этот вопрос не религиозный вовсе - просто придание ситуации религиозной окраски у верующих вызывает наиболее сильные чувства.
Логика Никонова примерно такая: оскорбляет кто-то где-то твоего Бога (маму, любимого вождя, и прочая). Никакого насилия не совершается - так ведь? Он не у тебя в доме это делает, а у себя в доме - так ведь? Так какая тебе разница? Ты оскорбляешься лишь потому - что захотел оскорбиться. То есть, ты виноват сам.
Почему цепляет? Потому что все вполне разумно: какая вам разница, действительно, кто, где и чем балуется? Это их личное дело - даже если они балуются чем-то, на ваш взгляд, совершенно аморальным.
-----------------
Давайте придумаем пример.
1. Представим такую условную ситуацию - в одной прибалтийской стране проходит выставка под названием "Как войска СС били русских во Вторую мировую".
Понятно, что такая выставка добрых чувств в России не вызовет. Однако, призывать "засудить" организаторов выставки было бы действительно не очень разумно. В конце концов, мы же радуемся, что мы их били - а они радуются, что нас. Ну да, ну враги - что ж с того. Мало ли врагов на свете.
2. Теперь представьте себе, что выставка под таким названием проходит в Москве. Представили? Никонов (при всей его замечательной логике и редкостно цельном мышлении), плох тем, что он своих выводов не доводит до конца. Приходится за него...
Так вот, по его логике должно получаться, что такую выставку в Москве проводить можно. И даже нужно - чтобы "фанатиков" образумить!
А теперь представьте себе - что скажем в Пушкинском музее совершенно неожиданно в одном из залов выставлена экспозиция "Как ветераны СС русских били". И допустим приходит туда ничего не подозревающий ветеран... Что скажете?.
--------
В общем, выводы довольно просты. И кстати, вышеприведенному никоновскому посту почти не противоречат - а только уточняют его.
- Каждый человек может (и должен!) оскорбляться и реагировать, когда в его присутствии оскорбляют что-то для него святое или кого-то близкого. Родителей, любимую женщину. Бога - для верующих, память погибших - для ветеранов. Если жену Никонова в его присутствии назовут нехорошим словом - Никонов наверняка среагирует. Впрочем, он насчет "в присутствии" вроде бы и не спорит.
- Понятие "в присутствии" - широкое. Этого Никонов как раз не замечает. Оскорбительная для ветеранов выставка в России - это оскорбление ветеранов в их присутствии. Даже если выставка проходит в Москве, а данный конкретный ветеран живет в Красноярске. И с этим странно спорить.Неужели необходимо личное присутствие? А если я скажу что-то оскорбительное по телефону? По телевизору? В газете?
Если я опубликую оскорбительные слова (допустим, про маму Никонова) в газете - это будет подлежать судебному разбирательству, правда ведь? А чем публичная выставка отличается от газеты? Про выставку газеты тоже могут написать - с фотографиями и цитатами.
Все просто. Карикатура на Магомета - нормально в Бельгии. Но оскорбительно публиковать ее в Саудовской Аравии.
- И самое основное. Никонов немножечко возводит напраслину на верующих... Не надо путать "антирелигиозную" выставку и выставку, оскорбляющую религиозные чувства. Я не думаю, что православные против антирелигиозных выставок в Москве. Да хоть в Кремле - в чем проблема? Я бы например сходил на такую выставку - чисто посмеяться...Потом бы в ЖЖ пост написал на тему "как атеисты народ разводят", что-то такое... Если кого-то оскорбляет антирелигиозная выставка самим фактом - ему к доктору.
Но Никонов пишет так, как будто к доктору пора прям-таки всем верующим. Напрасно, однако.
Возможно, я что-то путаю - но не припоминаю никаких специальных "антирелигиозных выставок".
Все что было - было прямо наоборот! Оскорбительные для христиан "экспонаты" Тер-Оганьяна демонстрировались посреди обычной выставки, разве нет? А может быть Никонову напомнить, как (опять-таки посреди обычной выставки) посетителям на одном из стендов предлагалось плюнуть на иконы?
Это - проблема фанатиков-христиан? Или все-таки это проблема фанатиков-антихристиан?
(И между прочим, если человек в Бога не верит - зачем ему на икону плевать? Я допустим не верю в Зевса - стану я плевать на развалины древнегреческих храмов? Странно было бы. В общем, в иконы плюют люди, вполне верящие в Бога - потому для них это все вполне имеет смысл.)
Вот Никонов например атеист. Над верующими он старательно иронизирует в каждой книжке. Вы можете себе представить, что Никонов дома держит пару икон, и всякий раз перед сном на них плюет и ногами топчет? Я вот не могу.
А такие люди есть... и когда такие люди устраивают свои "выставки", не надо эти выставки называть "антирелигиозными", это просто глупо. Потому что это вполне и глубоко религиозные выставки. Так что напрасно Никонов такие выставки защищает.