Возможно, кому-то покажется, что может быть и третья цель, а именно — нравственное преображение человека. Ее обычно называют, говоря о цели религии. Это Джемаль, известный радикал и умный человек, вдобавок мусульманин, говорит о политических целях ислама. А спросите рядового православного священника, что он скажет? Он скажет именно об этой третьей цели, как об основной. От политической цели религии он открестится, а об эзотерической скажет, что она не для всех доступна.
Но видите ли, эта третья цель возникает лишь от недомыслия. Дело в том, что вы не можете создать высоконравственного человека в построенном на угнетении обществе, например в феодальном. Среда не позволит. Тут уже приводились цитаты древних святых отцов, требовавших жестоко пытать еретиков и диссидентов. Выше головы не прыгнешь, в обществе рабов и господ "нравственно преображенные" люди просто не могут возникнуть.
Знаете, как в средневековье изготавливали карликов? Ребенка заключали в бочку, и он в ней рос. Подобно этому человек, выросший в основанной на угнетении цивилизации, всегда будет нравственным уродом. Бочка такая, деформирует душу. Даже лучшие из людей вырастают такими. Современному человеку древние святители порой кажутся людоедами. А для своего времени они были реально светочами, олицетворением добра.
Поэтому, чтобы преобразить людей, сперва надо изменить общество. А это уже политика.