greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:

Пост о посте

Пост является неотъемлемой частью православия. На практике, кстати, это один из основных критериев, позволяющих отличать реальных членов Церкви от "виртуальных".
Современная система православных постов — результат творческой работы монахов древности, насколько я понимаю. Что до первоисточника постов в христианстве, то это ответ Христа на вопрос, почему Его ученики не постятся: "И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.". Также, разумеется, нельзя забывать о сорокадневном посте Христа в пустыне, как о примере.

Таким образом, для поста в христианстве есть очевидное основание. Однако означает ли это, что наша существующая, традиционная система постов адекватна? Давайте посмотрим на этот вопрос повнимательнее. Проведем, ткзть, ревизию.

В первую очередь, надо задать вопрос: а какую функцию выполняет пост? Замечу, здесь нельзя сказать "исполняем, не понимая" - как в случае с например, с крещением. Крещение дано нам, как обряд, в готовом виде. И то, что адекватного представления о сути этого обряда нет (надо бы кстати написать на эту тему), не означает, что его не надо делать. Иудеи тоже не понимали, зачем Иоанн их крестит. Однако крестились, ибо верили, что это от Бога.
Так вот, пост никто в готовом виде не давал. И если мы, люди, его изобрели в его нынешнем формате, то хорошо бы отдавать себе отчет, зачем и почему.


Я вижу три возможных функции поста:
1. Символическая;
2. Оздоровительная;
3. Эзотерическая.

Давайте рассмотрим эти три пункта последовательно.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПОСТА
Дни воспоминаний о тяжелых или трагических событиях естественно сопровождать какими-то самоограничениями. Это понятно всем, в том числе и атеистам. Так, например, у нас традиционно отменяются праздничные мероприятия в случае крупных катастроф и сопутствуюших им дней траура.
Аналогичным образом, вполне естественен пост в честь страданий Христа.

Поскольку речь идет о символическом акте, то какие конкретно устанавливаются ограничения, не принципиально: как раз здесь решение можно, не задумываясь, отдать на откуп традиции. Принято, скажем, в православии животную пищу в пост не есть - ну значит принято. Могло бы быть принято носить черную одежду, например. Или еще что-то. Неважно: главное, что в нашей культуре вот такое самоограничение привычно в знак памяти о тех днях.
Единственное самоочевидное ограничение, не зависящее от традиций - запрет праздников, но он и в традиции, разумеется, присутствует.

Однако, символическая функция поста может оправдать лишь очень небольшую его длительность. Наиболее естественной продолжительностью, исходя просто из здравого смысла, были бы сутки (примерно столько продолжались страдания Христа от молитвы в Гефсиманском саду до смерти на кресте). Возможна и несколько большая продолжительность, чтобы подчеркнуть значимость события, а также время от Гефсиманского сада до воскресения - то есть, три дня. Но едва ли возможно больше.

Уже неделя, если исходить только из символического значения поста, выглядит несколько чрезмерной. По той же логике, по которой минута молчания будет выглядеть странной, если заменить ее семиминутным молчанием.
А теперь представьте себе час молчания. Уже проблема - мало того, что выглядит донельзя странно, так еще и бытовые проблемы начнут мешать. Минуту можно простоять молча и не шевелясь (как оно и принято), а вот если час - неизбежно будешь отвлекаться. Дела разные, то да се.

Аналогично и пост, если рассматривать его только и исключительно как символический акт, начинает превращаться в безсмыслицу, если длится несколько недель.
В реальности, по-настоящему возвышенно-трагично переживается только один день, страстная пятница. Человеку трудно вести себя иначе, чем обычно, дольше одного дня. Поэтому, повторю, из чисто символических соображений пост должен длиться один день. В пределе, для Великого поста - три дня, но надо отдавать себе отчет, что в реальности сильное переживание охватит только один день. Так что три, скорее, перебор.

Совершенно очевидно, что существующая система постов, когда постными являются примерно половина дней в году, не может объясняться символическими соображениями. Следовательно, объясняется какими-то другими?
Что же, перейдем к следующему пункту.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПОСТА
Увы, она отсутствует, и даже хуже того. Пост, в его нынешней форме, откровенно вреден для здоровья. Поскольку является переходом (будем реалистами) на мучные изделия, картошку и крупы. Последствия известны:
- ухудшение пищеварения;
- вредная для здоровья крахмалистая диета;
- повышенный аппетит, поскольку полноценно наесться углеводами невозможно (лично я в пост ем в раза в два больше, и раза в два чаще).

В результате, склонные к полноте люди успешно полнеют: профессиональное заболевание священников (а они постятся, как правило, строго) - это лишний вес. И это не потому, что они много и вкусно едят. А как раз таки от избытка углеводов в пище.

Вообще, трудно представить себе более вредную для здоровья диету, чем та, в которую у нас на практике превращается пост.

Конечно же, пост способен и оздоравливать. Но какой пост? Такой, которым постился Христос: полный отказ от пищи, голодание. Удивительно, но как раз этот вид поста не практикуется у нас (не считая пары дней в году, когда предписано воздержания "до первой звезды"). Казалось бы, какое еще указание может быть для христианина ценнее, чем личный пример Христа? Ан нет, мы видим (как и во многих других случаях), что "преданием человеческим" заменены самые ясные и недвусмысленные, казалось бы, моменты в Писании.

Но может быть, если уже система постов создана не из символических соображений и не ради нашего здоровья, то она дает нам что-то в эзотерическом плане?

ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПОСТА
Здесь все просто - функция эта нулевая. Не стоит удивляться: неужели кто-то всерьез рассчитывает на некий ощутимый эффект от того, что на месяц-другой перешел на картошку и макароны? То есть эффект, конечно же, будет - проблемы с пищевариением и самочувствием. Но этот эффект носит явно не эзотерический характер.

Возможно, определенный эффект в этом плане может дать голодание. Не случайно же голодал сорок дней Христос - не оздоровления же ради и не ради символизма, верно?
Возможно, эффект может дать крайне скудное питание, на грани или за гранью физиологических возможностей организма - как в житиях некоторых святых. Жития, впрочем, надо с пристратием проверять (а лучше бы им не доверять вовсе, кроме новейших ХХ века, ибо там очень много откровенных фейков и потому неизвестно, где фейк, а что правда).
Но вот то, что переход на крупу и картошку эзотерических эффектов не дает, это вы можете наблюдать своими глазами.


ИТОГО.
Таким образом, мы можем видеть, что в существующем формате пост практически безсмысленен. За ним не стоит ничего, кроме традиции. А за традицией - за не стоит совсем ничего. Никакой системы, никаких обоснований, никаких реальных эффектов. Более того, никто и не ставил вопрос в такой плоскости - какой-де эффект и тд. Просто монахи, убегая от людей в пустыню, хотели жить по возможности строгой жизнью. И всячески себя ограничивали, из этих соображений. А при чем тут мы? Понятия не имею.

Более того. Мне думается, что современная наша система постов есть вообще вредное искажение изначальной сути, самой идеи поста. Ибо пост - это не смена диеты, пост это именно полное воздержание от пищи.

Переходя к практической стороне вопроса, я бы предложил следующее: разделить пост на две разновидности: символический и оздоравливающе-эзотерический (дабы четко понимать, что и зачем делаем).

Символический пост - это считанные дни в году: например Успение, Усекновение главы Иоанна Предтечи, канун Рождества (по одному дню) и Страстная неделя (неделя - исключительно как дань традиции).
Поскольку речь идет о символическом акте и только о нем, то и ограничение здесь может быть любым. Хотите - не ешьте ничего, или ешьте один раз вечером и без скоромного, или просто переходите на картошку и макароны, если вам это привычнее.
Здесь надо отдавать себе отчет, что это делается не для некоего результата (результата не будет, как его нет и от привычного поста), а в качестве жеста почтения к совершенному ради нас подвигу. Вы же не ждете результата от, например, возложения цветов к памятнику Неизвестному солдату? Это символический акт почтения, и только.

Оздоравливающе-эзотерический пост - голодание или близко к тому - это для энтузиастов религии. К общецерковному уставу не относится принципиально, ибо предназначен для людей, отдающих себе отчет в том, что они ищут определенных переживаний, изменений восприятия, сознания и тд. Это то, что некорректно называется "духовным подвигом". А корректно - эзотерическими изысканиями. При адекватном подходе - это разновидность науки.
И только в случае, если определенные методики и наработки будут регулярно приводить к серьезным положительным эффектам, объективно наблюдаемым и воспроизводимым, элементы такого поста можно будет вводить в устав. Одновременно прописывая в нем конкретные ожидаемые результаты от таких практик. Дабы не создавать снова карго-культ из ничего.


ПС. Поясню на всякий случай, почему у меня такое ревизионистское отношение - в данном случае, к посту.
Причин тому две. Во-первых, отсутствует наблюдаемый эффект. Будь эффект, вопроса "зачем" не возникало бы. А поскольку эффект отсутствует, то см выше - начинаем разбираться, кто, зачем и почему придумал. И как обычно, видим, что король-то голый...
Во-вторых, смотрите... Вот сегодня у нас существует четко сформированная, детально прописанная система постов, целые календари выпускаются годичные с ее описанием. А когда-то, этой системы еще не было, верно?
Теперь ответьте на вопрос: что эта система дает нам, православным, по сравнению со временами, когда ее еще не было?
Ответ, на мой взгляд, очевиден. Ничего она нам не дает. От слова совсем.
А вот для здоровья вредно. Еще раз повторю: король голый, просто мы не замечаем.

ППС. Зато есть еще один негативный эффект от поста в том виде, к которому мы привыкли. Привычный пост - это метод замены реальной религиозной жизни на симулякр.
Видите ли, соблюдение поста в его привычном виде требует немалых усилий воли. В результате, человек, который выдержал пост, чувствует себя как бы исполнившим некий долг. Чувствует себя так, как будто он сделал нечто серьезное (ибо он реально потрудился немало). То же самое касается стояния в храме на "службе" (тм).
Причем, безполезно говорить, что-де пост и стояние в храме "это еще не все". На практике, те усилия, которые человек тратит на пост и стояние в храме - это предел его волевых возможностей в отношении религии.

И вот человек реально тратит свою волю и силы на эти два симулякра. И в результате, чувствует себя "уставшим, но хорошо потрудившимся". Якобы, как ему кажется, "во славу Божию". На самом же деле, он не сделал НИЧЕГО. Нет, повторяю, потрудился-то он всерьез, с точки зрения затрат воли и сил. Но результат нулевой (даже скорее отрицательный - ноги затекли от стояния на месте и пузо бурчит от постной еды).

Вот таким нехитрым образом, энергия и добрая воля миллионов христиан, всей Церкви - утилизируются без следа. Кто автор этого изобретения, я не знаю, но в аду ему наверное стоит памятник. Надо ж понимать, что энергия масс, нацеленная на помощь ближнему (то есть друг другу), на добрые дела и на борьбу со злом - это энергия колоссальная. И вот придуман прием, с помощью которого эта энергия уходит в песок.

Посмотрите, как это выглядит в истории - я уже сто раз приводил этот пример. Крепостническая Россия, миллионы людей на положении рабов. Но люди совершенно индеферрентны, потому что они же постятся и в храме "отстаивают службу", и потому преисполнены ощущением, как в рекламе МММ - молодец, Лёня, все правильно сделал! Точкой концентрации усилий верующего человека сделали пост и стояние столбом в храме. Кто дольше всех стоит - тот и самый набожный. Кто хуже всех ест - тот и ближе к Царствию небесному. А что братьев во Христе в рабах держат - до того нет дела ни "православному" крестьянину, ни "православному" священнику, ни "православному" помещику, ни "православному" царю. Они все тоже, в свою очередь, Великий пост продержались, службу отстояли - и чувствуют себя правильными христианами. И неважно, что к Евангелию это не имеет вообще никакого отношения. А что до проблем, которые они видят перед глазами - так то Господь управит. Мы ж вот, молимся ведь, постимся.

Вот так это работает. Так можно "выключить" целый народ. Так что памятник, неизвестному сумрачному гению, уверен, где-то стоит.
Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments