greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:

В продолжение темы

Экономика Виртуала.
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною"
Бытие.
Отдельные мысли, пришедшие в голову в продолжение темы.

Первое и очевидное - единая прежде экономика делится на экономику реальную (РЭ) и экономику виртуальную (ВЭ). Причем, основной быстро становится именно виртуальная - именно туда перемещается (почти полностью) сектор производства товаров и услуг.
Роль РЭ  постепенно уменьшается до некоего неснижаемого минимума, который определится со временем сам собой и зафиксируется.

С точки зрения экономической, роль РЭ будет примерно такой, какую сейчас в экономике играет инфраструктура. Без нее нельзя - но про нее никто не вспоминает (кроме занятых в ней специалистов). Разве что что-нибудь сломается - тогда все дружно возмущаются "почему света нет?!".
С точки зрения психологической, отношение к РЭ будет примерно такое, как сегодня к сантехникам. Без воды и канализации никак, об этом все помнят - но сама мысль о работе с идущими под землей и в зданиях трубами нам неприятна.

Чтобы яснее представить картинку, подумайте - чем современный человек (в развитой стране) отличается от человека времен натурального хозяйства?
1. Несравнимо больше потребляет товаров и услуг (то есть, его материальная жизнь неизмеримо приятнее во всех отношениях).

2. Его работа и отдых, как правило, намного интереснее (не в смысле потребления). Что значит интереснее? Для человека интерес - это познание, творчество и общение.
Крестьянин при натуральном хозяйстве был непрерывно занят тяжелой работой. Современный человек имеет возможность
- познавать мир (читать, смотреть, путешествовать),
- творить (все большее число людей занято именно творчеством в широком смысле - дизайнеры, проектировщики, писатели, бизнесмены и тп и тд.),
- общаться (под это в огромной мере "заточен" Интернет, как пример).

3. Современный человек узкоспециализирован, и вне цивилизации нежизнеспособен. Точнее, отдельный-то человек еще выживет может быть, а общество в целом без цивилизации быстро погибнет.

Итого, прогресс меняет жизнь в направлении: богаче, интереснее, специализированнее.
А теперь подумайте - что из тех благ, которые принес прогресс человеку, нельзя переместить в Виртуал? Да все можно переместить. То, что не перемещается (физический минимум выживания) - был у человека и до техпрогресса.

По сути все БЛАГА (цели в жизни, то за что борется и работает человек) легко перемещаются в Виртуал - и следовательно, все интересы человечества тоже. А следовательно - и вся экономика. Вне Виртуала, в грязном и неприятном Реале, остается тот самый минимум выживания. Почти весь ВВП уходит в Виртуал. В Реале остаются "сантехники".


СПЕЦИФИКА ВИРТУАЛА - ОН ИЗНАЧАЛЬНО ПУСТ ------------------------------------------------------------------------------------------
Что в современном мире является потребительской ценностью? Не деньги, нет - деньги эквивалент. Ценностью являются товары и услуги.
В Виртуале, во-первых, теряется деление на услугу и товар, по понятным причинам. А во-вторых, благодаря нулевой стоимости производства "одной штуки" (экземпляра) товара или услуги - полностью меняется смысл ценностей.

Что будет ценностью в Виртуале? Вместо производства товаров и услуг, основной работой в Виртуале будет творчество, а основной ценностью - продукт творчества
Виртуал - это Мир. Мир-2 по отношению к нашей Вселенной. Разница между ними следующая:

- Наша Вселенная уже создана,  это ее плюс. А ее минус - ее сложно исследовать и в ней трудно жить. Даже банальная поездка в соседний город отнимет у вас несколько часов и потребует автомобиля - что уж говорить об исследовании морских глубин или других галактик? Да и чтобы прожить здесь, большинству людей надо много работать.

- Виртуал легко исследовать и жить в нем (мгновенно куда хочешь или что хочешь) - но он изначально ПУСТ (и никогда не будет создан окончательно). "Земля же была безвидна и пуста". Все что там есть или будет - надо создавать. Творчество - то есть наполнение Виртуала - и есть основная работа и задача в нем.
Если вы хотите открыть новую планету - эту планету кто-то должен создать. Если вы хотите заняться сексом - образ женщины кто-то должен создать во всех деталях. Причем, если женщина виртуальная, а не чей-то аватар - то ей создать надо и характер. 

И так далее. Другими словами, деньги в Виртуале потекут туда, где больше СОЗДАНО и где созданное качественнее. 
Как сейчас самой приятной для жизни является страна, где ты можешь получить максимум товаров и услуг за свою зарплату - так и в Виртуале, самым приятным будет самый интересный и глубоко проработанный мир. Что это будут за миры, между кем будет идти конкуренция в Виртуале - вопрос сложный. (Вероятно, между компаниями -создателями миров, как сейчас в играх).
Смысл государства (реального, на Земле) в эпоху Виртуала практически пропадает - как пропадает смысл государства в Интернете.
Если принять в качестве гипотезы модель, сложившуюся на современном рынке игр, то можно предположить - деньги будут платиться в основном за доступ к тому или иному "миру", а получать деньги люди будут за работу по созданию миров, вплоть до мельчайших деталей.
Это будет настолько глобальная работа, что она потребует участия огромного количества людей.

Как вы понимаете, Виртуал - это Вселенная дизайнеров. Не программистов - так как для языка достаточно высокого уровня понятие "программист" пропадает вообще, оставаясь лишь в смысле "программист- разработчик языка программирования".
И еще вы конечно понимаете, что Виртуал - очень хороший мир. В смысле, жить там легко, приятно и безумно интересно. Человеческая фантазия безгранична - а значит, безграничны и красота/разнообразие создаваемой Вселенной.

При этом обычные, "бытовые" удовольствия, то что сейчас называется "качество жизни", - становятся безплатными и всеобщими.
Примерно как в современной социалистической развитой стране нередко можно жить не работая, на пособие. Просто в Виртуале гарантированный уровень жизни значительно выше.


БЫТОВОЙ НЕГАТИВ В ОТНОШЕНИИ ВИРТУАЛА ОШИБОЧЕН--------------------------------------------------------------------------------
Здесь еще следует сказать вот о чем. По факту обсуждений в ЖЖ и не только, современный человек воспринимает Виртуал негативно - говоря, что он, конечно же, откажется туда "уходить". Я дескать, не хочу "практически умирать", превращаясь в витающий в фантазиях живой труп из Матрицы. Однако, этот взгляд ошибочен - вы недооцениваете Виртуал: 

1. Вы уже живете в виртуальности - подумайте об этом. Все офисные сотрудники живут в не-совсем реальности. Во-первых, большая часть их времени проходит "в мониторе". Во-вторых, даже отрываясь от монитора, они остаются в офисе. Разница между офисом виртуальным и офисом реальным - невелика, и в целом в пользу виртуального.

2. В отношении малоподвижного образа жизни в Виртуале - опять-таки, читающие эти строки скорее всего и сейчас ведут именно такой образ жизни, нещадно портя за компьютером свою осанку, суставы, мышцы и зрение.
Что? Вы каждые третьи выходные выезжаете за город на пикник? Мужественно сидите у костра на раскладном стульчике, с усилием переворачиваете шампуры и открываете крепко сидящие пробки у бутылок?! 
Ах, вы даже ходите 2 раза в неделю вечерами на тренировку? А иногда выбираетесь в поход на 2 дня с тяжелым рюкзаком?
Не может быть - какой вы физически активный... Так вот, никто вам не мешает в эпоху Виртуала сделать то же самое - шнурок из затылка вытащили, и вперед, в лес/на тренировку/на пикник.
Больше того, я не вижу технической проблемы сделать так, что во время пребывания в Виртуале - вы будете активно двигаться в реальном мире, или там симулировать активность путем сокращения мышц...
В итоге, пара месяцев в Виртуале пойдет на пользу вашему здоровью - а через годик вы себя не узнаете... Ваши друзья-"реалисты" будут завидовать вашей тренированной фигуре и невероятному умению драться. Еще бы - в Реале нормальная драка редкость и чревата травмами. В Виртуале вы можете по-настоящему, сурово и жестоко, не на жизнь а насмерть, убивать и умирать. Руками-ногами, из автомата или лука, или там головы мечом сносить. И все это останется и в вашем мозжечке, и в мышечной памяти - то есть, в реале вы разовьетесь аналогично.

А вечером, после проведенного в Виртуале дня, никто вам не мешает попить пиво в Реале с друзьями - хотя со временем вы привыкнете пить виртуальное. Просто оно вкуснее и безплатно. И друзей собрать легче - в Реале они к вам могут и не приехать, далеко все же. А тут - хоть каждый вечер собирайся со всей страны...
Специально уточню - никакого "ухода" в Виртуал не будет. Как вы жили в реальности, работали и пили "реальный" чай на работе - так и будете. Просто ваши удовольствия сместятся туда. А потом и интересы. 
Все это я пишу специально, с целью показать, что "бытовые" аргументы против Виртуала несерьезны. Он объективно лучше (во всяком случае, теоретически это так, и вопрос упирается только в технологии).
Можно сказать и иначе - если Виртуал кажется вам хуже реального мира хоть в чем-то - значит это еще не Виртуал.
Настоящий Виртуал - это мир, который ДЛЯ МАТЕРИАЛИСТА неотличим от Реала, в смысле именно его реальности (но значительно лучше во всех остальных смыслах).
 
Помните, что реальность дана нам в ощущениях - вот ощущения от обеих реальностей должны совпасть по степени реализма. Тогда и наступит Виртуал.
После этого, как уже гооврилось, разница Реал/Виртуал останется только для верующего: Реал отличается тем, что в нем присутствует Бог, а в Виртуале Бога нет.
Во, тогда-то овцы и отделятся от козлищ! (шутка, потому что УХОДА в Виртуал не будет, повторю).


А КАК ЖЕ РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА---------------------------------------------------------------------------------
Виртуал равнозначен скачкообразному увеличению "производительных сил общества", сразу в тысячи раз. (И не надо говорить, что производство товаров и услуг не вырастет - вырастет, с точки зрения ощущений людей вырастет.) Это как бы "обход" традиционного пути прогресса, каким он представлялся в до-компьютерную эпоху.

Но поскольку этот прогресс все же виртуален, остается вопрос о том, что будет с реальной экономикой. Все просто - ничего особенного, на первом этапе во всяком случае. С появлением Виртуала практически все удовольствия переместятся туда - что, с одной стороны, сразу же сместит туда очень серьезное количество денег и бизнесов (и соответственно рабочих мест). С другой стороны, качество жизни "здесь" и в Виртуале будет настолько различным, что люди достаточно быстро почувствуют: деньги, зарабатываемые ими, не так уж и важны. Все равно за эти деньги нельзя купить ничего ничего сравнимого с качеством жизни "там". Равно как и уменьшится интерес к работе как таковой - Виртуал намного интереснее. 
Поэтому, если сейчас для большинства людей ключевые требования к работе - это доход и "интересность", то в будущем важнее станет сокращение рабочего времени.  А в идеале (ради удобства)  - еще и перенос самой работы в Виртуал.
Очень быстро все "офисные" служащие будут работать (на реальную экономику) в Виртуале. Самые успешные, понятно, это те, кто зарабатывает реальные деньги, работая на Виртуал - просто потому что это мейнстрим. И платят лучше, и перспективы есть, и главное - работа совсем другая. Творческая.

Чтобы представить себе этот "первый этап" наступившего Виртуала и его последствия для Реала, вообразите такую ситуацию: обычный наш мир 2010 г., в котором внезапно 99% людей стали игроманами. Не душевнобольными, нет - просто самым важным для них в жизни стала какая-то онлайн-игра, которой они посвящают все доступное время и силы. Подумайте, какими мотивами будут руководствоваться люди при выборе работы, как они будут относиться к отдыху, и тд.
Фактически, в Реале, люди постепенно превратятся в монахов-аскетов. Экономика пострадает, да - но поскольку "реальные" потребности людей станут заметно ниже и (постепенно) сведутся к самым простым вещам - никого не будет волновать невозможность купить дорогой автомобиль, например. Надежность, простота и дешевизна станут ключевым требованием :) Автомобиль будущего - Логан, а не Мерседес 8-) Идеальный автомобиль - автомобиль, который не нужен. Идеальная работа не та, которая позволяет купить автомобиль или дорогой автомобиль, а та, при которой автомобиль не нужен.

АБСОЛЮТНЫЙ ТОТАЛИТАРИЗМ ПОФИГИЗМ-----------------------------------------------------------------------------------
Человек в Виртуале на 100% подкронтролен, а его психология, взгляды и мышление всегда известны "кому положено". Столь же абсолютны возможности по формированию взглядов, привычек и прочего.
Однако, это совершенно неважно, потому что никого на самом деле не должно волновать, что думает и делает человек в Виртуале. Как не волнует, например, сейчас спецслужбы и правительства - как человек играет в Варкрафт и какой он там эльф, если про человека известно, что он игроман и более никто в этой жизни... Какая вам нафиг разница, что из себя представляет человек и каковы его взгляды, если его интересы на 100% в Виртуале?


А КАК ЖЕ РЕАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СЕРЬЕЗНЫХ ДЯДЕНЕК?--------------------------------------------------------------
Это самый сложный вопрос. Во-первых, от интересов и уровня серьезных дяденек я далек, и представить их логику мне достаточно сложно.
"Править миром" и "делать деньги" после наступления Виртуала можно, контролируя Виртуал. Либо изнутри (владея компаниями-разработчиками миров и технологий разработки миров), либо технически - через стандарты, протоколы, сервера и прочее. Виртуал будет требовать, понятно, "облачной" концепции - то есть, "править" надо будет серверной комнатой :)

Можно пойти наоборот - контролировать Реал. При сохранении полноценного 8-часового рабочего дня, мир людей-аскетов даст огромные возможности по перенаправлению производственных мощностей на что угодно. Например, на танки - в этом смысле общество победившего Виртуала напоминает СССР в 30-е годы. Никто не ест, не спит, не одевается - все пашут на пятилетках, создавая Индустриализацию и Армию -освободительницу мирового пролетариата ;)
Но кому в эпоху ядерного оружия нужны танки, во всяком случае массово? Никому.

Но в целом, можно многое осуществить во вдруг ставшем никому не интересном Реале. Да, действительно - картина шизофренична. Масса, добровольно погрязшая в удовольствиях и каждый вечер улетающая отдыхать, развлекаться и воевать в другую Вселенную, и жрецы - самоотверженно занимающиеся формированием политики и экономики на никому не нужной скучной планетке.


А КАК ЖЕ УПАДОК ТЕХНОЛОГИЙ?-------------------------------------------------------------------------------------------------
Действительно, если уровень потребления упадет в разы, рынок сожмется в разы, это будет означать возврат назад в уровне технологий. Уровень специализации упадет = упадет технологический уровень.

"Что это означает для города?" (с) South Park
А не знаю - я же не Хазин :)


КАК ЭТО ВСЕ ОСТАНОВИТЬ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Абстракто-философски: сделать жизнь людей внезапно и резко намного интереснее. Рывок в технологиях (если дяденьки разрешат летать в космос вопреки тов. Эйнштейну, иметь неограниченную электроэнергию в любой точке и прочая) может выбить почву из-под сапожищ наступающего Виртуала. 
Как это сделать практически? Оставьте меня, мелюзга, я стратегией занимаюсь (с)

Тупо и идиотично: небольшой всепланетный "апокалипсис нау", с отбросом технологического уровня в прошлый век (вариант - в прошлое тысячелетие). Сейчас это популярная тема у писателей, идея витает в воздухе, да.
Понятно, что идея - на уровне предотвращения гей-парада в Москве путем ядерной бомбардировки города. Я бы ее не упоминал, однако человек предполагает, а Бог располагает - вспомните Содом и Гоморру. 

Рационально: ничего не делать, пусть все дружно уйдут нах в Виртуал. Вот и здорово, меньше будут мешаться под ногами.
Tags: Виртуал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments