greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Categories:

Вера – 3

Продолжение, предыдущая часть здесь.

Все, что я когда-либо делал — я делал для человечества; ради мира, в котором не будет унижения и притеснения...
— Никола Тесла


Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком.
— Евангелие от Иоанна



Что нам предлагает религия? Религия предлагает нам спасение. Нуждаемся ли мы в спасении, то есть, во внешней помощи? С этим трудно спорить. Но не стоит торопиться говорить "да, спасите нас!". Сперва надо для себя разобраться, а что нам собственно нужно? Если нам нужно спасение, значит мы терпим бедствие. Если мы терпим бедствие, то какое именно?

Обычно, верующий человек использует подход прямо обратный. Он из религии узнает, чего ему (оказывается) не хватает. Ясное дело, каждый из своей. Интересно получается: буддисту не хватает растворения личности и небытия, мусульманину вина и гарема с девственницами, христианину... эээ... ммм... ну рая в общем не хватает, замнем для ясности.

Что может быть неразумнее подобного обратного подхода? Он далек от основательности и здравого смысла. Давайте уж по порядку: сначала осознание проблем, затем поиск решения или просьба о спасении. Давайте просто вкратце перечислим, грубо и приблизительно, чего бы нам, вообще говоря, хотелось:

1. Безсмертия (и для нас, и для будущих поколений и для уже ушедших поколений).
2. Абсолютного здоровья.
3. Решения проблемы с жизнеобезпечением (свобода от экономики, автономизация человека в отношении базовых потребностей).
4. "Пакета индивидуальной безопасности" — сегодня человеческий организм слишком уязвим физически и психически.
5. Освоение дальнего космоса. Ради свободы, ради перспектив, ради приключений.
6. Освоение той части реальности, которая условно именуется "эзотерической" или "мистической". (Ну как маленький частный пример: все знают, что та же телепатия возможна: посмотрите в спину человеку, и он обернется. Однако мы не умеем пользоваться этим, у нас это или в зачаточном состоянии, или принудительно отключено. В этом особом мире мы как слепоглухонемые — и неудобно так жить, и становимся предельно уязвимы для "зрячих". Все эти наши мобильники, телевидение, рации — это на самом деле убожество, как костыли для инвалидов.).
7. Создание эффективной системы борьбы с социальными паразитами-хищниками (пресловутая сепарация на "овец и козлищ").
8. Включение человечества в Большое общество, которое (несомненно) существует вовне. Можете называть это Царствием небесным, и представлять населенным ангелами и херувимами — это как вам угодно. Я имею в виду, в самом общем смысле, прекращение информационной и цивилизационной блокады человечества.


Этот список — как раз то, о чем я говорил в предыдущем посте. Это наши базовые проблемы. Это те вопросы, которыми мы должны задаться, прежде чем приготовиться услышать ответы от религии. И вот имея перед глазами эти вопросы, четко осознавая свои потребности, мы теперь можем послушать и предложения.
Ибо глупо тонущему соглашаться на предложение выпить воды, а умирающему от жажды в пустыне — глупо соглашаться на приглашение позагорать. Сперва надо понять, в каком состоянии мы находимся и чего нам недостает, а затем смотреть, кто к нам с чем зачем.

(Возможно, кто-то скажет, что мол так выглядят наши проблемы лишь с нашей, человеческой колокольни. А с точки зрения Бога все иначе, и Он, возможно, хочет нам предложить гарем с девственницами или растворение в нирване нечто намного более высокое. Типа — не учи Бога, дурак, как и от чего нас спасать.
Но видите ли, перечисленные мной проблемы - БАЗОВЫЕ. Это значит, что предлагать нам решение каких-то иных, например более "высоких" или более сложных проблем, не надо. Пока не решены эти. Потому что про высокие - вопрос открытый, а вот базовые всяко решать придется.
Более того, попытка нам сегодняшним рассказать, что мы нуждаемся в чем-то еще, будет выглядеть подозрительной. Помните, как в русской сказке Иван-царевич говорит Бабе-Яге: я мол с дороги, так что ты меня сначала накорми, напои, в баньке выпари да спать уложи. А уж потом будем разговоры разговаривать.
Вот так и здесь. НЕПРИЛИЧНО сытому человеку с человеком голодным трындеть о высоком. Сначала голодного надо накормить. )


Ну и вот теперь посмотрим на религию. Или на религии - это как хотите.
Для начала, глянем на наблюдаемые факты — про обещания чуть ниже.

А факты вещь упрямая: религия ни на йоту не решает проблемы, которые перед нами стоят. Так, например, не то что безсмертия - хотя бы небольшого увеличения продолжительности жизни религия не дает. Богословы могут трепать языком сколько угодно — человек мол обожился, человек теперь причастен божественной природы, трали-вали... Ребята, продолжительность жизни не выросла, так о чем вы вообще?!

На практике, решения базовых проблем человечества с помощью религии не происходит. Ни быстрого, ни медленного — вообще никакого.
(На минуточку, для сравнения: "бездуховный" технологический прогресс ощутимо продвинул нас вперед почти по всем позициям — и вот это уже реальность. И это, заметьте, при том, что определенные силы приложили все силы (простите за каламбурчик), чтобы по возможности нивелировать для нас плюсы технического прогресса и усилить его минусы.)


Теперь об обещаниях. Да, действительно, религия обещает решение всех перечисленных проблем. Но это так странно, если вдуматься. Вы задавались вопросом — почему Бог ОБЕЩАЕТ помочь, вместо того чтобы помочь?

Почему мы, когда хотим помочь человеку, просто берем и помогаем? Уму непостижимо, сколько высокопарного бреда накрутили богословы, чтобы отвертеться от этого простейшего вопроса. Бог так сильно хочет нас спасти, что у нас в одном только ХХ веке две мировые войны, концлагеря, геноцид, опыты на заключенных, миллионы безпризорников, голод, налоги, кризисы, банкстеры, ГМО, педофилы в Госдуме... Это — реальность. Помощь? Чо, серьезно? Где?

Заметьте, я не говорю — мол, вам точно наврали. Я не знаю, как оно на самом деле. Вдруг у Бога насчет нашего спасения — Хитрый план (тм)? Вопрос — зачем верить. Правда или нет, оно ведь выяснится однажды. Вы можете надеяться (я кстати тоже надеюсь), но здравый смысл требует признать, что оснований сомневаться много более, чем оснований надеяться, а уж оснований верить — нет вообще. По одной простой причине: в реальности для вас пока не сделали НИЧЕГО весомого (см выше список базовых проблем), а потому у вас нет ни малейшего повода верить в обещанные золотые горы.


Элементарная, здоровая подозрительность должна быть. Когда вам обещают вечную жизнь, но не хотят подарить хотя бы лишние лет 50 в качестве аванса — это подозрительно. Когда вам обещают посмертный рай, а меж тем души ваших родственников не могут с вами пообщаться — это подозрительно. Когда вам говорят про открытие духовных очей и обожение вашей природы, а меж тем кошки видят то, чего не видите вы, и имеют силы не подчиняться тому, что подчиняет вашу волю — это подозрительно.
Здоровая подозрительность — это хорошо, это не грех, если вы этого боитесь. Вы боитесь обидеть Бога своей здоровой подозрительностью? Вы, житель трижды за один век раскуроченной страны, одноразовый безправный раб системы, боитесь огорчить Бога своим скептицизмом? Не смешите. Не бойтесь показаться разумным существом. Идиотов-фанатиков, верящих в каждую букву (каждый своего) предания, достаточно и без вас.

Какова участь человека на Земле? Она все та же, на которую человечество обрекли элохим давным-давно: это участь раба. "Солнце светит, негры пашут - вот такая доля наша" (с). Есть изменения с тех пор? Принципиальных - нет. Хотя, вру: позже элохим еще и подсократили нам жизнь раз этак в десять, испортили экосистему планеты Потопом, разделили человечество на враждующие народы, а теперь вот нам обещают электронный концлагерь... Мы как были одноразовыми рабами, так и остались. Так какие основания верить?

Ах, где-то с кем-то чудо произошло? Ах, и с вами происходило? Ну и со мной тоже происходило. Это пиар! И что? Базовые проблемы (см выше) начали решаться? Нет.

Тогда смотрите, КАК вы верите. Вот, скажем, война. Вот на одной чаше весов, условно, некое чудо, случившееся с неким верующим солдатом в бою в 1942 году. Или несколько таких чудес. На другой стороне - сама война, миллионы трупов, миллионы сирот, тяжелейший быт, концлагеря, калеки, голод, пытки... Ад на земле!
Совершенно очевидно, что груз на чашах несопоставим. Но люди воспринимают происходящий вокруг кошмар чуть ли не как должное, зато выискивают (как правило, по книгам) зернышки чудес и восхищаются. Вот мол, какова сила Божия!

(Заметьте, я не отрицаю реальности чудес. Да, старинным и тем более древним житиям веры нет, там фейк на фейке сидит и фейком погоняет, но более скромные чудеса действительно происходят иногда.)

Я тут несколько раз упоминал про дело помещика Страхова. Вот одно только это дело напрочь перечеркивает все чудеса и прочие благодатные проявления 19 века на территории России, с точки зрения повода для веры. Просто в силу несопоставимой значимости. А ведь жертвы Страхова - это капля в море, просто его случай был черезчур вопиющий, плюс повезло, нашлись влиятельные люди, готовые это дело раскрутить вопреки мощному сопротивлению и риску для карьеры.
Так как же можно вот в этом море страдания ловить рыбку благодатных чудес? А потом, наловив, говорить: вот мол, смотрите, наша вера не безпочвенна, Господь посреди земных испытаний подает нам основания верить и надеяться. Им ссы в глаза, а они - Божья роса!


С точки зрения логики, речь вот о каком "приеме". Мы имеем некий поток событий. Поток очень мощный и по большей мере он негативен, а редкие чудеса на этом фоне - просто ничто.
Но некоего богослова-пиарщика Васю это не устраивает: он хочет, чтобы поток выглядел, как подающий надежду и вселяющий веру. Что он делает? Он изображает весь негатив потока как нормальный фоновый уровень. В результате, редкие и слабые чудеса перестают сравниваться с основным потоком событий вообще. А выступают и учитываются как бы сами по себе. Типа, все было нормально и как всегда, и вдруг - бац! Чудо Божие случилось!

То же самое, на примере. Представьте себе, что некие бандиты похитили вас, посадили в зиндан и каждый день бьют. Некоторые из сидящих с вами в яме они уже убили. Но однажды, почему-то, одного из вас вдруг угостили мороженым.
С точки зрения Васи-пиарщика все чудесно, смотрите: все что с вами происходит в зиндане, это норма, это вам полезно и вообще вы это заслужили. В общем, принимайте как должное. Зато - обратите внимание - какие добрые люди вас окружают! Они угостили вас мороженым!!! Верьте этим добрым людям и надейтесь на них, ужо они вас не подведут. Они считают вас своими братьями, они скоро освободят вас, отправят жить на Карибские острова и подарят каждому по миллиону долларов, в награду за долготерпение!

То, о чем я пишу выше, означает примерно следующее: для начала, забудьте про Васю-пиарщика и его обещания. Оглядитесь и оцените обстановку трезво и С НУЛЯ. Составьте список ваших реальных, базовых проблем, и тогда у вас получится, для данного примера:
- мы находимся неизвестно где;
- мы сидим в мрачной яме;
- нас бьют;
- нас плохо кормят;
- некоторых среди нас уже убили;
- одному из нас однажды дали мороженое.

Каковы будут ваши желания? Составьте мысленно список.. Теперь посмотрите на гипотетического Васю-пиарщика, который убеждает вас, что все хорошо и все идет по плану. И мысленно спросите его: дорогой Вася,
- если нас правда собираются отправить на Карибские острова, то, может быть, для начала нас хотя бы перестанут держать в яме? Ну, в качестве аванса? Ибо наша базовая проблема именно в жизни в яме, а уж про Карибы можно и после обсудить?
- если нам правда собираются подарить по миллиону долларов, то может быть, нас хотя бы начнут нормально кормить?
- если эти люди считают нас своими братьями, то может быть, они пригласят нас к себе домой и мы познакомимся поближе?

- Нет-нет, - отвечает Вася, богослов и пиарщик. В зиндане вам надо сидеть до последнего, вылезать никак нельзя. И хорошая кормежка вам только повредит. А поговорить с вами эти замечательные люди при всем желании не могут, потому что вы в своем зиндане слишком уж воняете. В дом вас таких никак нельзя пустить.
Но не бойтесь, это все временно. Потерпите. Вот как придет срок - так вас сразу отмоют, наградят миллионом долларов и в дом позовут. Тогда и познакомитесь. А потом — сразу на Карибы...


Как бы объяснить людям, что странно связывать надежды на рай с теми, кто держит их в зиндане?

(Продолжение следует)

Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments