С одной стороны, справедливо указывается на старую советскую традицию отношения к своим, попавшим в плен, не прервавшуюся и по сей день. Ну а советские - это ж интернационалисты, вот и причина, разве нет?
Нет. Сравните, как проводилась коллективизация на территориях кавказских республик, а как в русских областях. Кто вам сказал, что в СССР господствовал интернационализм?
Поэтому, гораздо логичнее искать причину такого отношения к людям как раз в национализме. Грубо говоря, надо посмотреть, кто в плену, а кто говорит "ихтамнет". Может статься, у организаторов донбасской бойни, с одной стороны, и у донбассцев и ихтамнетов, другой стороны, просто разные национальности, ну а чужих не жалко.
Во-вторых, проблема не в национализме как таковом даже, она в стереотипе мышления. Когда людей делят на своих и чужих (понятно, последних всяко не жалко). Комиссару не жалко кулака, номенклатуре не жалко работягу, прокурору не жалко безправного быдла — чем это отличается от "грузину не жалко русских"? По сути, ничем. Только основание деления разное, а стереотип мышления одинаков.
Причина для отсутствия эмпатии, о котором пишет автор, одна — это само отсутствие эмпатии. Эмпатия либо есть, либо ее нет — как хвост у Иа-иа. Не может интернационализм (или национализм) быть причиной отсутствия эмпатии. А вот наоборот — запросто.
ПС. Из сказанного никак не следует "бытового интернационализма", типа радости от присутствия мигрантов в нашей стране и тп. Это другое, и путать не надо.