Нет. Скорее даже, наоборот. Нравственность и прогресс связаны, имхо, вот какой зависимостью:
Прогресс постепенно освобождает человека от разного рода кандалов. вынужденного труда, бедности, отсутствия свободного времени, смертности. Соответственно, чем общество прогрессивнее, тем свободнее человек может проявлять свой выбор (в том числе нравственный) и тем обширнее перед ним само поле выбора.
Здесь налицо параллель с широтой спектра деятельности. Упрощенно говоря, простой средневековый русский мог быть только крестьянином. Перед простым русским в середине ХХ века - уже довольно обширный выбор вариантов. В ХХII веке (если нас раньше не загонят в оруэлловский концлагерь, или не устроят нам потоп/фаллаут, как нашим предкам) выбор будет еще богаче и еще интереснее.
И вот то же самое с нраственностью. Чем более развито общество, тем более широк нравственный выбор и тем больше возможностей своему выбору следовать. Это к вопросу о том, как прогресс влияет на нравственность.
Влияет ли нравственность на прогресс? В общем случае, нет. Но можно приводить частные примеры, причем в обе стороны. Например, развитие физики в ХХ веке было жестко блокировано нефтяными кланами (хотя скорее всего, были и более глубокие причины). Это пример того, как отсутствие нравственности может радикально затормозить прогресс. Может ли наоборот, нравственность радикально затормозить прогресс? Сомневаюсь.
Зато по мере прогресса именно нравственный выбор становится приоритетным. Свершается удивительное - если ранее нравственность следовала за развитием общества, то теперь развитие общества начинает следовать за нравственностью.
Опять же, пример. Нравственен был феодал или крестьянин в средневековье - не очень важно, потому что это слабо повлияло бы на общество. Слишком жесткие рамки задавал исторический момент, из средневековья никуда не выпрыгнешь по-любому. Потому, с одной стороны, даже святые того времени, как правило, жестоки и кровожадны. А с другой стороны, всяческие извращения, скажем, едва ли могли быть широко распространены.
Но главное — какова бы ни была нравственность общества, едва ли она могла это самое общество сильно изменить.
А вот уже в ХХ веке различный нравственный выбор позволял конструировать различные варианты общества! А то ли еще будет. Уже сейчас, в начале ХХI века, выбор будущего определяется целиком нравственным выбором (народа и политиков), потому что технология позволяет осуществить самые различные варианты. От Рая до Ада. С широким промежуточным спектром.
Сильно утрируя, прогресс со временем превращается в джинна с фразой "чего изволите?".
**
"При этом как-то не осознаётся, что развитие нужно прежде всего для получения большего количества комфорта и удовольствий."
Нет, опять же. Развитие (в смысле техпрогресса) нужно прежде всего для освобождения от наиболее тягостных зависимостей: вынужденного труда, бедности, отсутствия свободного времени, смертности. Неправильно вот это называть гедонизмом. В корне неверно.
Гедонизм — один из вариантов использования результатов прогресса. Довольно впрочем скучный. Раскажите Илону Маску о гедонизме.
ПС. Гедонизм не надо отрицать. Гедонизма, в идеале, в жизни человека и человечество должно быть с избытком. Так, чтобы от него хотелось отдохнуть и заняться наконец чем-то трудным и интересным :)