То, что стало привычным в США, в России начинают старательно культивировать. Но я о другом хочу поговорить - не о старательности наших властей в проведении предписанной им политики, а о том, почему вообще такие вещи возможны.
При всей своей искусственности и специфических целях, проводимая кампания стрельб по гражданским открывает нам глаза, приучая видеть мир таким, каков он есть.
Почему этот школьник начал убивать людей? Ну да, допустим, он иудей или сын чекиста, и допустим, дома ему рассказывали, что он богоизбранный или просто высокостатусный, а кругом быдло. Ну плюс какой-то личный повод, плюс атмосфера в семье, плюс психика разумеется соответствующая - это все понятно.
Но основная проблема более фундаментальна. Дело в том, что причина убивать всегда есть. А вот причины не убивать — нет. Точнее, нет серьезной причины. Мелкие есть, а серьезной нет. Ну разумеется, если не брать в расчет сострадание, но его и так нет у массы людей (например, оно, видимо, просто не принято в семье данного мальчика).
Это хорошо видно на другом примере - в вопросе с эвтаназией. Опять же, недавняя новость: одобрена эвтаназия для девушки, не страдавшей никаким смертельным заболеванием, у нее просто депрессия. Отмечу, что само по себе "одобрение эвтаназии" отчасти выглядит комично, потому что никто ведь не может запретить этой девушке безо всякого там "одобрения" наглотаться снотворного или там застрелиться. Но девушке хочется, чтобы ее решение одобрили, и чтобы ей в его осуществлении помогло общество. И общество согласно помочь.
А почему нет? Какова ценность ее жизни? Она очень мала. Ну положим, она откажется от эвтаназии. И что получит взамен? Ну проживет она еще несколько десятков лет в депрессии, занятая однообразным трудом и однообразным бытом, наблюдая в зеркало, как постепенно стареет. Потом кресло-каталка и дом престарелых. Потом кровать и утка. Потом смерть. Почему не прямо сейчас? Решительно и смело, вай! Почему нет?
Потому что Церковь против? Тут есть две проблемы. Во-первых, чтобы Церковь сейчас могла возмущаться эвтаназией, она должна была в 17 веке возмущаться, например, геноцидом индейцев или крепостничеством. Не подумайте, что это вопрос морального авторитета. Это вопрос наличия трансцендентного знания, вопрос присутствия в Церкви Духа. Церковь, которая в 17 веке была не в курсе, что пытать еретиков нехорошо, не может сегодня уверенно говорить, что эвтаназия это плохо, или что убивать одноклассников это плохо. Кто это говорит-то, получается? Монах с "брегетом" на запястье? Ну, это просто потому он так говорит, что у него лично депрессии нет - жизнь-то удалась. Примерно такая логика выстраивается, вот в чем проблема.
Во-вторых, одно дело - апостолы, которые шли по городам и говорили: изменитесь, ибо приблизилось Царство Небесное. И совсем другое дело, когда это повторяют, по официальной версии, две тысячи лет. Меж тем за две тысячи лет ничего не приблизилось. Поэтому у девушки - депрессия, да. Просвета не видно, и ответа на этот вопрос нет.
Точнее, у Церкви он есть, и звучит он так: крепитесь, дальше будет все хуже и хуже, но потом нас непременно спасут. Ну то есть, это разновидность ХПП: да, это слив, но это слив сегодня ради конечной победы завтра.
Есть наблюдаемая реальность. В наблюдаемой реальности есть депрессия от безсмысленной и короткой жизни, есть возможность безнаказанно убивать, есть крайне убедительные заверения политиков, что завтра все будет совсем плохо.
Я не говорю, что нет иной реальности, помимо наблюдаемой. Вне всякого сомнения, есть. Вся фишка в том, что обещания будущего счастья базируются только на наблюдаемых несчастьях. Вам плохо? Потерпите, зато на том свете вам будет хорошо. Логика — офигеть. А другой-то ведь и нет. Надейтесь на лучшее, потому что здесь вам плохо.
Меж тем здравый смысл подсказывает: у кого ничего нет, у того отнимется и то, что есть.
Поэтому люди, в конце концов, с неизбежностью, начинают смотреть на мир — глазами. Просто глазами смотреть и делать выводы. "Мне плохо. Нафига это мне надо? Доктор, дай йаду!". "Вы быдло, ваша жизнь ничего не стоит, а меня папа отмажет. Пиф-паф!".
Брейвик в этом плане очень показателен. Сознательная игра жизнями. Народовольцы и прочие террористы той эпохи точно так же развлекались. Периоды, когда кровь льется рекой и периоды, когда недавно произошедшему ужасаются и с трибун порицают, непрерывно чередуют. Война-мир-война. Голод-сытость-голод. Террор-оттепель-террор.
Обычные качели на поколениях, для того люди и сделаны одноразовыми, для того их и держат в бедности, лишают системного образования и загружают работой. Что нам про это говорит Церковь? Что здесь мудрость Божия и это все для нашего спасения. А что это все необходимые вещи для удержания человечества в стойле — ну, это просто так случайно совпало.
Какова ценность жизни раба? Для хозяина — невелика и является средством размена. Для самого раба — отрицательна. Это объективная реальность, и эта реальность сегодня стучится в двери.