greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Categories:

Автомобильное, опасная ситуация на дороге

То, что нас не убивает - то делает нас заиками.
— Сам придумал :)


Неожиданно, попал в характерную опасную ситуацию на дрроге. Распишу в красках и подробно, ибо для новичков за рулем может быть полезно. Ну и всем прочим - лишний раз капнуть на мозги насчет бдительности, тоже неплохо.


Итак, ситуация (опишу на примере моей сегодняшней). Дорога - две полосы в вашем направлении, правый ряд едет медленно, левый быстро. Вы хотите быстро, перестраиваетесь в левый ряд, пристраиваетесь за впереди идущим и бодренько так движетесь, со скоростью потока. Скорость у вас, ну скажем, 100 кмч. Ничто не предвещает:



(Ваша машина - желтая).

Вдруг, впереди идущая машина уходит в правый ряд:


Ситуация заурядная, сознание ее практически не отслеживает. Мозг ее обрабатывает примерно так: "ага, сейчас впереди откроется просвет - алё, хозяин, может газу добавим?". То есть ситуация не просто заурядная и безобидная, а даже позитивная - уходит помеха, впереди идущий автомобиль.

И тут вдруг - о ужас! - прямо перед вами появляется причина, по которой водитель впереди свернул в правый ряд. На вашей полосе неподвижно стоит автомобиль:



А у вас скорость 100 кмч, у вас мозг только что обработал ситуацию как безопасную (улучшающую видимость и даже позволяющую добавить газу) и вы расслаблены. А неподвижный автомобиль - уже в считанных метрах от вас, и вы несетесь прямо на него! Ужас!



Проблема осложняется тем, что вам нужно мгновенно принять решение - тормозить ли вам, уходить вправо или уходить влево (в данном случае влево значит на встречку). На принятие решения у вас - может быть, десятая доля секунды.
Тормозить? Можно не успеть. Я например не уверен, что успел бы сегодня затормозить. По ощущениям - на грани, могло бы тормозного пути и не хватить.
Перестараиваться вправо? Если рассуждать спокойно, сидя в кресле, то проблема в том, что вы в этот момент, как правило, не знаете - что у вас справа. На оценку обстановки нужно время, полсекунды минимум. Хорошо, если вы потратили эти полсекунды, и справа оказалось чисто. Вам хватит времени перестроиться вправо. А если там автомобиль и перестроиться нельзя? Отставшегося времени не хватит, чтобы затормозить.
Фишка еще и в том, что вам опасно одновременно тормозить и смотреть вправо: потеряете скорость - уменьшите шанс встроиться в идущий справа поток. И при перестроении туда вас просто снесут.


В данном конкретном случае все обошлось удачно, безо всякого экстрима, лишь благодаря тому, что как раз справа от меня ехал грузовик, который я опережал в этот момент. То есть, мне не надо было тратить время на оценку обстановки справа, она была у меня ткзть "в оперативной памяти". Я просто добавил газу и перестроился вправо перед грузовиком (мог бы и после грузовика, если бы не успевал встроиться перед ним). Но это мне просто повезло.

В первый раз, когда такое случилось (лет десять назад, я еще был новичком) я чуть не снес идущий справа автомобиль, потому что в шоке не нашел ничего лучше, как не глядя дернуться вправо. Времени оценивать ситуацию не было и навыка не было.
Во второй раз я успел оценить ситуацию справа и нормально перестроился, спасла дистанция.
В третий раз я успел оттормозиться, снова спасла достаточная дистанция, которую я держал.



Замечу, что в моем случае:
- Ситуация была знакома мне. Я попадал в аналогичные, я знаю про них, опасаюсь их и, казалось бы, должен быть к ним готов. У меня пришичный стаж вождения. Нет! Я не был готов.
- Я не идиот, каковых немало: есть люди, висящие буквально на хвосте впереди идущей машины, порой в метре от бампера - несмотря что скорость может быть за сотню (я люблю их попугать, резко, но несильно тормознув). Если бы я был таким идиотом, я бы вам сейчас это не рассказывал. Нет, я всегда держу ХОРОШУЮ дистанцию до впереди идущей машины. И тем большую, чем выше скорость. Сегодня, как и не раз ранее, меня именно это спасло.
- Скорость была умеренной, порядка сотни.

Но тем не менее, эмоций было выше крыши.

***

Что в этой ситуации делать, всем ее участникам? На мой взгляд:

1. Водитель, который остановился и хочет повернуть налево (красная машина). При остановке он должен максимально прижаться к разделительной линии (встать насколько возможно левее). Как минимум, надо наехать колесом на линию. В идеале же, даже немного вылезти за разделительную линию, сантиметров на 5-10 сдвинув машину на встречку. Не бойтесь встречного транспорта, он в этой ситуации вас прекрасно видит издалека. Бойтесь того, кто может на скорости в 100 кмч въехать в вас сзади - он вас увидит за считанные секунды до удара (а дебил, едущий без соблюдения дистанции - за десятые доли секунды).
Если вы сдвинуты максимально влево, то
- повышается шанс, что едущий сзади водитель увидит вашу машину из-за края впереди идущей машины.
- у едущего сзади водителя появляется шанс объехать вас справа, почти не вылезая на правую полосу. Что практически безопасно и, главное, этот шанс виден сразу и уменьшает вероятность паники и ошибочных действий.

Сравните, это хорошо видно на картинках.
Красная машина стоит НЕПРАВИЛЬНО:


Очень часто так стоят женщины, почему-то :)

Красная машина стоит правильно:


Ну и банальное: если вы остановились по причине поломки или ДТП, то первое что стоит сделать - выставить на дороге знак. И подальше, подальше от себя... Сколько там полагается по правилам, 30 метров, емнип?

2. Водитель, который уходит вправо перед вами (синяя машина). Он вам ничем помочь не может, для него ситуация может быть не менее неожиданна, чем для вас.
Если же он ситуацию видит загодя, с безопасного расстояния - то он должен стараться свернуть вправо как можно раньше. Резко сворачивая вправо, прямо перед стоящей машиной - он фактически подставляет едущего сзади под аварию.

3. Водитель желтой машины, потенциальная жертва.
- Первое и главное: ДИСТАНЦИЯ. Если дистанция до впереди идущей машины примерно равна тормозному пути, вы практически ничем не рискуете. Просто тормозите и все. Главное, не впадать в панику и не потерять драгоценные доли секунды.

- Старайтесь ехать, относительно впереди идущей машины, со смещением влево. Чтобы видеть ситуацию впереди нее. Если же впереди идущая машина сама едет со смещением влево - двигайтесь со смещением вправо. Видимость будет хуже, чем в первом случае, но зато вы сразу увидите, что машины впереди почему-то поворачивают вправо - раньше, чем внезапно свернет вправо машина перед вами.

- Если затормозить не успеваете, разумным выглядит следующий вариант: изо всех сил тормозя, одновременно включить поворотник и плавно (!) смещаться вправо, непрерывно сигналя.
Расчет на то, что опасность на правой полосе для вас может представлять только автомобиль, который едет справа-сзади в "слепой зоне", или же быстро вас догоняет по праврй полосе. Только с таким автомобилем вы можете столкнуться, смещаясь вправо.
Посколько он едет позади вас, ситуация ему видна лучше и, самое главное, вы ему прекрасно видны. Если вы резко дернетесь вправо, вы можете врезаться в него или он врежется в вас сзади, не успев затормозить. А смещаясь плавно и сигналя, вы дадите ему время испугаться вашего маневра и уступить вам дорогу.

(Есть еще вариант выехать на встречную полосу, с одновременным торможением. Но, имхо, это опасно и сложно сразу по нескольким причинам, и лучше на этот вариант не закладываться и в голове его, как возможный, даже не держать.)
Subscribe

  • (no subject)

    В качестве ответа на: https://bantaputu.livejournal.com/616915.html Капитализм, классический, это борьба, конкуренция с массой других бизнесов,…

  • По-человечески

    Премьер Мишустин попросил отнестись к новым правилам техосмотра "по-человечески", сказав что "никаких неудобств для граждан быть не должно". Ну что…

  • Государство, да что с тобой не так?! :)

    Итак, как уже было сказано в предыдущей части, всякое государство это бизнес. Вполне себе бизнес. Оказывающий услуги населению. Однако, обычно у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • (no subject)

    В качестве ответа на: https://bantaputu.livejournal.com/616915.html Капитализм, классический, это борьба, конкуренция с массой других бизнесов,…

  • По-человечески

    Премьер Мишустин попросил отнестись к новым правилам техосмотра "по-человечески", сказав что "никаких неудобств для граждан быть не должно". Ну что…

  • Государство, да что с тобой не так?! :)

    Итак, как уже было сказано в предыдущей части, всякое государство это бизнес. Вполне себе бизнес. Оказывающий услуги населению. Однако, обычно у…