Прежде чем продолжить мысль, я прерву сам себя и приведу вам один придуманный мной пример. Чтобы поярче проиллюстрировать, насколько порой враждебны друг другу "мораль любви" и "мораль выживания".
Представьте себе жителей некоего, затерянного в океане, небольшого острова. Однажды попавшие на этот остров люди, через какое-то время, неизбежно, столкнулись с проблемой перенаселения. В первый раз пережив страшный голод, выжившие островитяне создали практику: они стали убивать своих детей, родившихся сверх некоей регулируемой особым обычаем нормы. (Ну, не хватило у них ни ума, ни совести придумать что-то иное. Здесь уместно вспомнить европейскую сказку про дровосека, отправившего умирать в лес своих детей, которых нечем было кормить. Я к тому, что пример мой не слишком уж надуманный.)
Несложно представить, что этот обычай, изначально порожденный ужасом и безысходностью и отлично осознаваемый как чудовищный, с годами и поколениями стал привычной нормой, морально абсолютно приемлемой. Возможно даже, что обставленный ритуалами, он постепенно превратмлся в праздник, а сам процесс убийства, давно лишившийся в глазах островитян всякой кошмарности, постепенно превратился в ежегодный праздник. Несложно представить и постепенное, хм, усложение процесса убийства детей, правда?
(Помнится, Кураев приводил пример сходного дикого обычая у индусов, хотя там, разумеется, причины возникновения были иные - видимо, чисто религиозные.)
Теперь представьте себе обычных людей, мореплавателей каких-нибудь из Большого мира, приплывших на этот остров и с ужасом наблюдающих за ежегодным "праздником" аборигенов.
Так вот. Осознайте, что всякая ВЫНУЖДЕННО, под давлением обстоятельств, возникающая моральная традиция хорошей может оказаться ну разве что очень случайно. А как правило, она будет плохой. Или — очень плохой.
Потому-то и спадают эти "ценности" с общества очень быстро, как только оно в благоприятные для жизни условия попадает. У аборигенов из примера их "традиционные ценности" тоже быстро пропадут, если они, предположим, однажды переселятся на Большую землю. Потому что подлинная мораль, "мораль любви", в менее жестких условиях быстро возьмет свое.
Продолжение следует.