- Сотни миллионов образованных людей, включая миллионы очень образованных - ученых и инженеров-проектировщиков.
- Огромные территории, застроенные заводами, электростанциями, хайвеямм, железными дорогами, портами и проч.
В постиндустриальную эпоху планшет можно напечатать на принтере. Что еще? Сырье? Заставить раба добыть на шахте нужный минерал. Еда? Заставить раба вырастить еду на поле. А за мясом можно самому в лес сгонять, оленя лазером завалить - отличное развлечение.
Я не говорю, что буквально вот так. Но тенденция такая вот.
Какие контраргументы в этом случае приводят? Давайте их разберем.
1. Конкуренция между странами (военная, экономическая) заставит развиваться, а развитие несовместимо с вышеописанной моделью. Ответы:
- Совместимо, просто потребность в развитии дает вектор, перпендикулярный описанному. Результирующий вектор будет учитывать и развитие, и "окукливание".
- Конкуренции давно нет. Мир политически глобализован. Обратите внимание, например, что сегодня образование деградирует - как же так, а где же конкуренция? Которая-де должна заставлять массовое образование улучшать?
Мы наглядно видим на примере образования, что процессы "окукливания" сильнее.
2. Что потребности правящего слоя заставят его обезпечивать развитие. Как мне говорит
Ответы:
- Это логика в стиле "чтобы генсек мог ездить на крутой тачке, ему придется развивать весь автопром в СССР, а значит и все смежные производства, а значит и ". Логика, разумеется, ошибочная. Масштабы "тачка генсека" и "экономическая система" несопоставимы. Система не будет крутиться ради тачки генсека, и генсек тоже не будет крутиться ради тачки.
- Узкоспециальные задачи (см выше про ноутбук) только в индустриальную эпоху требуют экономической и научной базы в масштабе крупной страны. А чем дальше от индустриальной эпохи, тем меньше потребна база. Сначала база равна стране уровня СССР, Германии или США. Потом все меньше. А в конечной точке вся база будет умещаться в гаджете, в гаджет - в кармане.