И там и там шаманизм при обряде, и у воцерковленных и у невоцерковленных. Давайте определимся с термином: что мы называем шаманизмом, говоря об отношении невоцерковленных людей к отпеванию или крещению. Священник православный ведь с бубном не танцует и духов предков не вызывает, верно?
Под шаманизмом здесь мы имеем в виду одну вполне конкретную вещь: выполнение людьми определенного религиозного ритуала без понимания механизма явления, то есть без модельных представлений, но в надежде получить путем выполнения ритуала некие ништяки. "Магия управляет самолетом" (с), а метафизика - религиозным обрядом.
Ну например, обезьяну можно научить выполнять некий сложный комплекс движений и звуков, после чего ей в клетку падает банан. Будь обезьяна
Конкретно как действует, например, упомянутое автором по ссылке отпевание? Каков механизм? Вот священник читает, а вот хор поет, а вот ладан дымится в кадиле. Если ладан не будет дымиться - какие конкретно и почему произойдут изменения в судьбе души покойного? Механику явления - в студию, плиз! А если хор не будет петь? А если священник прочтет в три раза меньше букв, или в три раза больше, или не прочтет совсем, а только хор споет? Ну? Вы не понимаете, как это работает. И священник этого не понимает. Но он верит, что работает и что нужно делать именно так.
Говорю вам - это шаманизм чистой воды, именно в вышеуказанном смысле термина. И богословски образованный священник ничуть не отличается в своем отношении к отпеванию, от собравшихся рядом с ним невоцерковленных, и по сути нерелигиозных, людей. И он и они выполняют формализованный ритуал в надежде на посмертные ништяки покойному. Как ритуал работает - да Бог его знает, но мы верим что работает.
Отсюда кто прав в рассказе автора? Правы собравшиеся невоцерковленные. Пусть батюшка отслужит все быстро, качественно и без лишних заморочек. Ритуал выполнен, надежда на ништяки покойному появилась, батюшка свою денежку за труд получил - всем спасибо, все свободны.
Попытки батюшки привлечь собравшихся к регулярному хождению в храм - дабы они выполняли аналогичные ритуалы не два раза в жизни, а раз в неделю - нелогичны. Для большинства людей нужно видеть конкретный измеримый эффект от своих трудов, ясно понимать механизм происходящего. Совершать ритуал просто "в надежде на", среднестатистический человек готов ну максимум раз в год. Поэтому на Пасху в Церковь ходят многие. А каждую неделю? Увольте, это за гранью возможного для обычного современного человека.