Но думается, лучше задаться обратным вопросом: не говорить "ужас, как все плохо", а спросить "могло ли быть хорошо"?
Представьте себе Церковь такой, какой вы хотите ее видеть. Не абсолютно-идеальной, конечно, а с поправкой на неизбежные "отдельные недостатки". Разумно-желательной, скажем так. Ведь если тот же Кураев критикует некую сложившуюся реальность как ненормальную, стало быть он имеет представление о норме, не так ли? Очевидно, имеет.
Ну вот и представьте себе эту норму. И задайтесь вопросом - а она реальна вообще в текущих условиях?
РПЦ - это крупная организация. Много сотрудников, большие деньги, связи с власть имущими, собственная властная иерархия. В каком случае подобная организация может сохранять чистоту рядов, и всякую прочую чистоту и благолепие?
Ответ очевиден: только в случае, если у нее есть достойная ее большая и конкретная (измеримая) цель.
У РПЦ сегодня такой цели нет. И разложение Церкви - естественный результат в таких условиях. Кураев переживает по временам СССР, когда в Церкви все было иначе. Но во времена СССР кака-никакая, а цель у РПЦ была: выжить в богоборческом государстве.
Только прошу, не надо путать понятие "цель" с выполнением текущей функциональности. Ну там, "службы" (тм) служить, требы исполнять, храмы по мере потребности открывать, в семинариях юношей... эээ.. обучать.
С текущей функциональностью у РПЦ проблем нет. "Ди эрсте колонне марширт? Марширт! Ди цвайте колонне марширт? Марширт!" (с) Службы служатся, требы исполняются, юноши обучаются, монахи постригаются.
Но выполнение текущей функциональности для Церкви не проблема. Примерно, как для армии мирного времени не проблема ежедневно подметать плац и проводить строевую подготовку личного состава. Но что будет с армией мирного времени в отсутствие реальной большой цели впереди? Правильно, армия будет разлагаться. Сколько плац не подметай и траву не крась. Что будет с кадрами? Правильно, наверх пролезут на самые талантливые боевые командиры, а самые талантливые жополизы и лизоблюды. И это НОРМА в такой ситуации. Иначе просто не может быть.
Кураев критикует и критикует, но он даже не пытается задаться вопросом - а в чем причина? Понятно, он по умолчанию причиной считает священноначалие. Но качество священноначалия - это тоже следствие ситуации, а не ее причина.
Задумайся Кураев об этом (а он мужик хоть и нервный, но очень умный), он бы, уверен, и сам пришел к выводу - надо или предложить Церкви, как организации, соответствующую ее потенциалу сверхзадачу, или смириться с ее нарастающим разложением. Требуемый уровень сверхзадачи для РПЦ - это масштаб даже не национальный, а общемировой, или лучше сказать - общеисторический. Фактически, это то же самое, что уровень сверхзадачи для русского народа. По крайней мере, масштаб примерно одинаков.
Постановка же задач на уровне "РПЦ надо более скромно жить, более чаще молиться, более хорошо миссионерствовать и выбирать менее плохих архиереев" - это детский сад в стиле поздней КПСС (которую сгубило кстати то же самое). Смиритесь с разложением как с нормой, если вы не видите иной задачи, помимо "роста повышения качества исполнения" будничных задач.