Оригинал взят у
Тема специфическая - отношения с Богом.
Сорок лет мне были непонятны некоторые простые вещи. И, думаю, не только мне.
1. Почему, если Бог - это абсолютная любовь и добро, в мире творится такая мрачная херь? Ответы "ТАК НАДО" и "Неисповедимы пути Господни" меня не устраивают. Когда какая-нить девочка пятилетняя подыхает от рака или старику вырывает кишки осколком снаряда - я не верю, что ТАК НАДО Богу и ТАКОВЫ его неисповедимые пути.
2. ЗАЧЕМ мы Богу? Ну правда. Он же всемогущий и всеведущий. Какой тогда смысл высыпать на Землю пригоршню сраных муравьёв и смотреть как они суетятся - тем более если результат заранее известен? Дурацкий садистский цирк.
3. В чем состоит задача человека по отношению к Богу? В чём состоит лично МОЯ задача? Соблюдать заповеди и быть добрым и в итоге меня за это наградят? Как-то это плоско, и подозрительно напоминает отношения между ЛЮДЬМИ - кнут и пряник, конфетка и ремень. Зачем Богу этот спектакль, этот эксперимент над крысой, которая, желая сыра "Эдем" или боясь удара током, будет плясать на задних лапках? Иными словами - почему вера так сильно завязана на РЕЗУЛЬТАТЕ - попадании в ад или рай? Мне думается вера должна ПОДНИМАТЬ человека над материальным миром так, чтобы он вообще перестал трусливо талдычить о загробном вознаграждении. О рае и аде должно быть написано один раз мелким шрифтом на последней странице Библии. Потому что, по идее, НЕ В НИХ ДЕЛО. Если дело в них - то это не вера, а СДЕЛКА.
4. Где в отношениях с Богом искать живую СВЯЗЬ? Рай в обмен на доброту и ад в обмен на грех - это очень холодно и сухо. "Ты мне, я тебе". По причине чего такие ДЕЛОВЫЕ отношения могут измениться и наполниться МЕТАФИЗИЧЕСКИМ смыслом? У меня мелькало подозрение, что даже если я УВИЖУ предельно конкретные доказательства бытия Божьего - например, мне явится какой-нибудь Святой, то я НЕ уверую. То есть - вдумайтесь - моё ощущение отношений с Богом было НАСТОЛЬКО мёртвым, что даже прямое ДОКАЗАТЕЛЬСТВО не оживило бы его.
5. Ну и ещё один менее эпический, но тоже СМУЩАЮЩИЙ момент - почему Бог в Ветхом Завете такой ЛЮТЫЙ и косит народ тыщами? Христос сильно ПОДКОРРЕКТИРОВАЛ эту политику, но осадочек остался - откуда такая склонность к "наказаниям яростным" в Ветхом Завете? Меня ПУГАЕТ такой Бог.
В общем, до последнего времени эти вопросы меня напрягали.
И мои НАТЯНУТЫЕ отношения с Богом во многом этими вопросами определялись.
Т.е. я не понимал, что вообще между нами происходит. Я избегал смотреть на него.
* * *
Но! Неделю назад прочитал эпическую работу Юнга "Ответ Иову" (и вдогонку книгу Эдингера "Становление сознания"), и там, вы не поверите, есть все ответы.
Суть в том, что, по мнению Юнга, Бог всемогущ, НО БЕССОЗНАТЕЛЕН.
Это, друзья, меняет ВСЁ.
Бог - это коллективное бессознательное, точнее, коллективная, вселенская Самость (http://andeadd.livejournal.com/1229033.html), которая ПОСТЕПЕННО, на протяжении тысяч лет, обретает способность к рефлексии, мышлению, морали.
И делает он это - внимание - при помощи нас, людей.
Вселенская Самость не может познать себя ИЗНУТРИ, для этого ей нужно сознание - сознание каждого из нас.
Т.е. наша жизнь - драгоценный источник информации, которая нужна Богу для его развития и становления, для постепенной ТРАНСФОРМАЦИИ.

Трансформация происходит небыстро, именно поэтому на момент событий Ветхого Завета Бог вёл себя ещё как ребёнок - мстительный и жестокий. Но мы помогаем ему познать, что такое добро, любовь, милосердие, и своей жизнью убеждаем его, что это лучше чем зло, насилие и смерть. Или не убеждаем :)
* * *
Это шокирующая, тотальная перезагрузка картинки отношений Человека и Бога.
Мы - не крысы, которых Бог дрессирует.
Мы - его сосуды для сбора драгоценного опыта. Познавая себя, мы помогаем познать себя Богу. Делая выбор - мы помогаем сделать выбор ЕМУ.
Бог РАСТЁТ и развивается по мере того как растём мы.
Мы нужны Богу точно так же, как он - нам.
Потрясающая схема связи, до которой до Юнга никто, как я понимаю, не додумывался. Иначе Эдингер не писал бы: "когнитивная революция, которую совершил Юнг, по МАСШТАБУ сравнима только с революциями Эхнатона и Христа".
* * *
Огромная ценность юнговской идеи ещё и в том, что она соединяет науку и религию.
Ведь, скажем честно, современный человек уже не может так слепо верить в Высшие Силы, как верили люди сотни лет назад.
Сегодня мы делаем ставку только на то, что можно пощупать, на материальное - колбасу, телевизоры, машины, смартфоны. Всё, что менее материально, чем айпад, кажется нам выдумкой, которая не имеет никакого отношения к нашей реальной жизни.
Однако же - имеет.
Без веры в какой-то высший смысл, без участия во Вселенском НАДличностном действе мы - унылые куски мяса, и сами это прекрасно понимаем.
"Посуетиться 70 лет и упасть в могилу" - это жалкая, убогая программа, но мы делаем вид, что ради неё стоит жить - просто потому что, увы, не можем поверить в нечто БОЛЬШЕЕ. Мозг мешает.
Юнг же впервые в истории приводит человека к вере, к включенности в процесс Вселенского масштаба таким путём, который не противоречит рассудку.
Существование бессознательного - это признанный наукой факт, как и то, что в бессознательном есть АВТОНОМНЫЕ структуры (комплексы и архетипы). Есть все основания полагать, что архетипы обладают некими качествами, родственными саморефлексии. Что уж говорить о такой ЦЕНТРАЛЬНОЙ структуре бессознательной психики как Самость.
Т.е. с точки зрения аналитической психологии, Бог - это ЦЕНТР коллективного бессознательного. Он действительно всемогущ, т.к. обладает неограниченными возможностями влияния на психику любого отдельного индивида, а через те квантовые слои реальности, где психика и материя СЛИВАЮТСЯ в одно, он может так же свободно влиять и на материальный мир.
Проблема в том, что этот всемогущий центр - БЕССОЗНАТЕЛЕН, он не может познать себя изнутри и потому медленно, но верно делает это с помощью НАС, носителей сознания.
* * *
Это отличный путь, чтобы почувствовать Бога В СЕБЕ, поймать ощущение, что всё о чем вы думаете, чувствуете, делаете - не растворяется как пыль, а имеет Вселенское значение, т.к. осмысливается Богом. Осмысливается не с целью подсчета очков для выдачи путёвки в рай или ад, нет. Наша жизнь для него важна как источник материала для рефлексии и трансформации. Мы нужны ему не меньше, чем он - нам.
Сорок лет мне были непонятны некоторые простые вещи. И, думаю, не только мне.
1. Почему, если Бог - это абсолютная любовь и добро, в мире творится такая мрачная херь? Ответы "ТАК НАДО" и "Неисповедимы пути Господни" меня не устраивают. Когда какая-нить девочка пятилетняя подыхает от рака или старику вырывает кишки осколком снаряда - я не верю, что ТАК НАДО Богу и ТАКОВЫ его неисповедимые пути.
2. ЗАЧЕМ мы Богу? Ну правда. Он же всемогущий и всеведущий. Какой тогда смысл высыпать на Землю пригоршню сраных муравьёв и смотреть как они суетятся - тем более если результат заранее известен? Дурацкий садистский цирк.
3. В чем состоит задача человека по отношению к Богу? В чём состоит лично МОЯ задача? Соблюдать заповеди и быть добрым и в итоге меня за это наградят? Как-то это плоско, и подозрительно напоминает отношения между ЛЮДЬМИ - кнут и пряник, конфетка и ремень. Зачем Богу этот спектакль, этот эксперимент над крысой, которая, желая сыра "Эдем" или боясь удара током, будет плясать на задних лапках? Иными словами - почему вера так сильно завязана на РЕЗУЛЬТАТЕ - попадании в ад или рай? Мне думается вера должна ПОДНИМАТЬ человека над материальным миром так, чтобы он вообще перестал трусливо талдычить о загробном вознаграждении. О рае и аде должно быть написано один раз мелким шрифтом на последней странице Библии. Потому что, по идее, НЕ В НИХ ДЕЛО. Если дело в них - то это не вера, а СДЕЛКА.
4. Где в отношениях с Богом искать живую СВЯЗЬ? Рай в обмен на доброту и ад в обмен на грех - это очень холодно и сухо. "Ты мне, я тебе". По причине чего такие ДЕЛОВЫЕ отношения могут измениться и наполниться МЕТАФИЗИЧЕСКИМ смыслом? У меня мелькало подозрение, что даже если я УВИЖУ предельно конкретные доказательства бытия Божьего - например, мне явится какой-нибудь Святой, то я НЕ уверую. То есть - вдумайтесь - моё ощущение отношений с Богом было НАСТОЛЬКО мёртвым, что даже прямое ДОКАЗАТЕЛЬСТВО не оживило бы его.
5. Ну и ещё один менее эпический, но тоже СМУЩАЮЩИЙ момент - почему Бог в Ветхом Завете такой ЛЮТЫЙ и косит народ тыщами? Христос сильно ПОДКОРРЕКТИРОВАЛ эту политику, но осадочек остался - откуда такая склонность к "наказаниям яростным" в Ветхом Завете? Меня ПУГАЕТ такой Бог.
В общем, до последнего времени эти вопросы меня напрягали.
И мои НАТЯНУТЫЕ отношения с Богом во многом этими вопросами определялись.
Т.е. я не понимал, что вообще между нами происходит. Я избегал смотреть на него.
* * *
Но! Неделю назад прочитал эпическую работу Юнга "Ответ Иову" (и вдогонку книгу Эдингера "Становление сознания"), и там, вы не поверите, есть все ответы.
Суть в том, что, по мнению Юнга, Бог всемогущ, НО БЕССОЗНАТЕЛЕН.
Это, друзья, меняет ВСЁ.
Бог - это коллективное бессознательное, точнее, коллективная, вселенская Самость (http://andeadd.livejournal.com/1229033.html), которая ПОСТЕПЕННО, на протяжении тысяч лет, обретает способность к рефлексии, мышлению, морали.
И делает он это - внимание - при помощи нас, людей.
Вселенская Самость не может познать себя ИЗНУТРИ, для этого ей нужно сознание - сознание каждого из нас.
Т.е. наша жизнь - драгоценный источник информации, которая нужна Богу для его развития и становления, для постепенной ТРАНСФОРМАЦИИ.

Трансформация происходит небыстро, именно поэтому на момент событий Ветхого Завета Бог вёл себя ещё как ребёнок - мстительный и жестокий. Но мы помогаем ему познать, что такое добро, любовь, милосердие, и своей жизнью убеждаем его, что это лучше чем зло, насилие и смерть. Или не убеждаем :)
* * *
Это шокирующая, тотальная перезагрузка картинки отношений Человека и Бога.
Мы - не крысы, которых Бог дрессирует.
Мы - его сосуды для сбора драгоценного опыта. Познавая себя, мы помогаем познать себя Богу. Делая выбор - мы помогаем сделать выбор ЕМУ.
Бог РАСТЁТ и развивается по мере того как растём мы.
Мы нужны Богу точно так же, как он - нам.
Потрясающая схема связи, до которой до Юнга никто, как я понимаю, не додумывался. Иначе Эдингер не писал бы: "когнитивная революция, которую совершил Юнг, по МАСШТАБУ сравнима только с революциями Эхнатона и Христа".
* * *
Огромная ценность юнговской идеи ещё и в том, что она соединяет науку и религию.
Ведь, скажем честно, современный человек уже не может так слепо верить в Высшие Силы, как верили люди сотни лет назад.
Сегодня мы делаем ставку только на то, что можно пощупать, на материальное - колбасу, телевизоры, машины, смартфоны. Всё, что менее материально, чем айпад, кажется нам выдумкой, которая не имеет никакого отношения к нашей реальной жизни.
Однако же - имеет.
Без веры в какой-то высший смысл, без участия во Вселенском НАДличностном действе мы - унылые куски мяса, и сами это прекрасно понимаем.
"Посуетиться 70 лет и упасть в могилу" - это жалкая, убогая программа, но мы делаем вид, что ради неё стоит жить - просто потому что, увы, не можем поверить в нечто БОЛЬШЕЕ. Мозг мешает.
Юнг же впервые в истории приводит человека к вере, к включенности в процесс Вселенского масштаба таким путём, который не противоречит рассудку.
Существование бессознательного - это признанный наукой факт, как и то, что в бессознательном есть АВТОНОМНЫЕ структуры (комплексы и архетипы). Есть все основания полагать, что архетипы обладают некими качествами, родственными саморефлексии. Что уж говорить о такой ЦЕНТРАЛЬНОЙ структуре бессознательной психики как Самость.
Т.е. с точки зрения аналитической психологии, Бог - это ЦЕНТР коллективного бессознательного. Он действительно всемогущ, т.к. обладает неограниченными возможностями влияния на психику любого отдельного индивида, а через те квантовые слои реальности, где психика и материя СЛИВАЮТСЯ в одно, он может так же свободно влиять и на материальный мир.
Проблема в том, что этот всемогущий центр - БЕССОЗНАТЕЛЕН, он не может познать себя изнутри и потому медленно, но верно делает это с помощью НАС, носителей сознания.
* * *
Это отличный путь, чтобы почувствовать Бога В СЕБЕ, поймать ощущение, что всё о чем вы думаете, чувствуете, делаете - не растворяется как пыль, а имеет Вселенское значение, т.к. осмысливается Богом. Осмысливается не с целью подсчета очков для выдачи путёвки в рай или ад, нет. Наша жизнь для него важна как источник материала для рефлексии и трансформации. Мы нужны ему не меньше, чем он - нам.
------------------------
МОЙ КОММЕНТАРИЙ.
Сама по себе идея Бога как коллективного безсознательного по-своему интересна (именно как отвлеченная философская концепция). Объясняет ли она наблюдаемую реальность - можно спорить (на мой взгляд, нет).
Но в качестве ответа на поставленные автором вопросы, приводить эту идею - просто абсурдно.
Ну например, Бог Ветхого завета - это безусловно конкретное лицо или группа лиц. Тут и беседы с Адамом, и создание Адама и затем, методом отбора генетического материала - Евы, и Эдем, и подробнейшие диктанты Моисею, и много чего еще. Ответ "Бог это коллективное бессознательное" - не то что не объясняет поступков (!) Бога Ветхого завета, он в этом плане полностью абсурден.
С тех же успехом ответом на вопросы автора могло быть "потому что гладиолус".