Вот и Кураев написал о том, что Церковь не возражала против рабовладения. И даже упомянул про Игнатия Брянчанинова, который за рабовладение заступался. Цитата прекрасна: "Не твое дело, что господин твой бесчеловечен, ему за это судит Бог. Ты неси свой крест, данный тебе Богом ради твоего спасения. Неси безропотно" с. 335"
Это замечательно, что тема понемногу становится публичной. Причем там же отец диакон цитирует и Герцена:
"Ну а что сделала, в продолжение этого времени всех скорбящая, сердобольная заступница наша, новообрядческая церковь наша со своими иерархи? С невозмущаемым покоем ела она свою семгу, грузди, визигу; она выказала каменное равнодушие к народному делу, то возмутительное, преступное бездушие, с которым она два века смотрела из-под клобуков своих, перебирая четки, на злодейства помещиков, на насилия, на прелюбодеяния их, на их убийства... не найдя в пустой душе своей ни одного негодования, ни одного слова проклятья! Что у вас общего с народом? Да что у вас общего с людьми вообще? Вы не на шутку ангельского чина, в вас нет ничего человеческого» (Герцен А. И. Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ)"
Однако Кураев, как всякий умный фанатик, не в состоянии еще выйти за пределы догмы-предустановки. Меж тем я тут в своей скромной жежешечке давно уже задаюсь вопросом: братцы, а где же трансцендентная связь православных и Церкви с Богом? А где же действие святого Причастия на души и умы членов Церкви? Как может быть так, что атеист Герцен на порядок человечнее аж целого святителя (!) Игнатия Брянчанинова?
Говорю вам, причина проста - ровно то же, РОВНО ТО ЖЕ было с фарисеями времен Христа. Церковь наша, как и Церковь ветхозаветная, забыла о человеке. Для фанатика ценна религия сама по себе (ценен культ и все, что с ним связано), а роль человека воспринимается как служебная по отношению к культу. Типа, тем самым души и спасаем, ага.
Тогда в фарисейское обрядовое болото пришел Христос. Вздрогнули, чуток пожили иначе - и вернулись на круги своя. Со временем же, погрузились в болото и еще глубже, ибо иудеев удерживал от падения бездну жесткий закон. Сказано - дети раба свободны, и хоть расшибись, но выполни. Фанатик ты или кто? У христиан же закона нет - Христос не дал (отдельный вопрос, почему - неужто понадеялся на здравый смысл и интеллектуальную самостоятельност. дикарей?), а самим составить ума и смелости не хватило. Дикари бо.
А посты, бдения и причастия - надо же! - не помогли. Ай-яй-яй. Как же так? Должно же было работать. Неужто сломалось что в небесном механизме перекачки благодати верным? Или нафантазировали на этот счет чего, наши святители и златоусты, пытки и торговлю людьми высокодуховно защищавшие?