— Бородатый анекдот.
Чем порождается фарисейство в Церкви? Неважно, в нашей или в ветхозаветной? Думаете, человеческой бесчувственностью и формализмом, транслируемым на религиозную область деятельности? А вот и нет. Фарисейство и есть бесчувственность и формализм, но оно не транслируется в религию людьми, а наоборот — рождается в религии и из нее приходит в обыденную жизнь.
Хотя, по всей логике, должно быть наоборот — религия должна делать людей лучше. По крайней мере, христианство. Как может религия, в чьей основе лежит Нагорная проповедь, делать людей хуже? Как может религия, чьи базовые тексты пропитаны презрением к фарисейству, порождать современных фарисеев? Как может пример Христа порождать бессострадательность и формализм?
Все дело в понимании механизма. Вы либо понимаете, как работает тот или иной механизм, либо нет.
Предположим, данная конкретная религия в целом истинна. Но понимает ли верующий человек, как именно, как конкретно оно работает? Разумеется, нет. Иначе он бы и верующим не назывался. А что в результате?
"Вот идет тот, кого глупый народ называет пророком. Этот человек не постится, его ученики рвут с поля колосья в субботу, едят неумытыми руками — оскверняя этим себя перед лицом Господа" — так мыслит фарисей. В чем его вина? В том, что он сделал соблюдение субботнего запрета более важным, чем утоление голода? Но как ему соотнести то и это? Он знает цену голоду, но не знает цену соблюдения субботы. При этом суббота сакральна, а голод, тем более легкий — нет. Вот он и выбирает субботу. Из религиозного чувства, то есть из почтения к Богу и веры в Бога.
Да, он дикарь, но не потому, что живет в начале нашей эры. Любой, кто так мыслит, вынужденный дикарь — даже если у него три диплома.
Смотрите, среднестатистический современный человек примерно представляет, как устроен автомобиль. Он знает, зачем нужно заливать бензин и менять масло, подкачивать колеса, принцип работы двигателя, фар, педалей и прочая. В результате, он способен оценивать важность каждого фактора, связанного с автомобилем. И соотносить его важность с важностью других факторов.
Ну например, он понимает, что если опаздываешь на совещание, то подкачкой колес или проверкой уровня масла можно пренебречь. А вот заправкой можно пренебречь в этой ситуации, только если бензин не на нуле. А если вдруг у автомобиля появились признаки отказа тормозов, то лучше пренебречь важным совещанием, как чем-то пустяковым, нежели продолжать поездку на машине.
Иными словами, в отношении автомобиля современный человек может поступать разумно. Ибо понимает механизм его работы. А в отношении религии он таковым пониманием не владеет. Соответственно, он не в состоянии соотносить требования религии, и самоё религию — с другими факторами. В частности, с интересами других людей, с бытовыми моментами.
А поскольку религия и ее требования для верующего сакральны, то они автоматически встают выше бытовых моментов и выше интересов людей. Вот оно, фарисейство, и появилось. А кого винить? А некого винить, ибо соотнести пользу практическую, от понятных действий, и пользу "мистическую", от действий религиозных, невозможно. Ибо вторая напрочь невидна, однако же существует и несомненно велика, так ведь?
Если вы используете механизм, сути работы которого не понимаете, вы дикарь. А если этот механизм еще и священен для вас — пиши пропало...
Религия же для верующего человека религия свята, Бог и его слова сакральны. Все это много выше его самого, грешного человека. При этом механизм религии для него непонятен. Действия нужно совершать, ограничения нужно соблюдать, а наглядного отображения результатов нет. Оценку результата текущей операции произвести невозможно. Как это работает? Непонятно, как, но все это очень-очень важно.
Вот сидит подобный дикарь поневоле, субботним вечером в своем кресле, и думает: пойти мне в это воскресенье в храм с семьей, или вывезти детей в лес на пикник? Самому, ясен пень, хочется на пикник. Дети, еще яснее, тоже хотят на пикник - поиграют на свежем воздухе, поедят с аппетитм. Опять же, думает дикарь, с детьми вместе побуду, а то все на работе да дела, дети отца почти не видят, растут как Маугли какие-то...
А с другой стороны, вроде как надо причащаться. Как же оно, детям-то без благодати?
Вот и скажите мне, как можно соотнести эти вещи? Да никак. Пока вы не понимаете механизма, который используете, вы остаетесь дикарем, исполняющим карго-культ.
А теперь представьте, что человек очень глубоко и искренне верует. Много читает святоотеческой литературы. Долго читает. Проникается всем этим. Для него значимость и сакральность религии возрастают очень сильно, в сравнении с чем угодно другим.
Вопрос: станет этот человек лучше или хуже? Ответ: он станет хуже, однозначно. Для него религия станет основой основ, и вопросов типа "куда лучше пойти утром в воскресенье" у него просто не возникнет. Как и многих других вопросов... Нет, он не станет эгоистом, разумеется - он будет альтруист из альтруистов. Однако реальные потребности и беды других людей уходят для него на второй план, по сравнению с "заботой о душе" этих людей. Сострадание людям тоже уходит на второй план, по сравнению с абстрактным состраданием душам этих людей в будущей жизни.
Получается этакий "святой сухарь". Помнится, в одном житии читал, как известный русский святой уговаривал свою знакомую, настоятельницу женского монастыря, жалеть послушниц. Что мол ты их в хлебе так сильно ограничиваешь? Они же у тебя все сироты, потому в монастырь и попали, они и раньше-то голодными жили, так и ты их моришь, из ревности об их спасении.
Вот такая была настоятельница, ревностная о Боге, ага. Что ей до голодной девочки, если она о ее душе заботится, а не о желудке? Таков же и генезис "святых палачей", типа Златоуста, предлагавших пытать и казнить "еретиков". Что значат их тела, в сравнении с их душами и душами тех, кого они вовлекают в "ересь"?
Вот так вот из человека получается бесчувственная скотина. Обратите внимание! Не из худших побеждений становятся фарисеями, мучителями и палачами. А из самых лучших, из самых возвышенных. Тем легче становятся, и тем бесповоротнее. Негодяй и подонок еще может раскаяться, подобно благоразумному разбойнику, ибо знает, что творил зло. Златоусты и чаплины раскаяться не могут, ибо движимы самыми высшими ценностями из всех возможных. Они же о душах наших бессмертных заботятся, ептыть! В точности, как евангельские фарисеи.