На мой взгляд, дело обстоит наоборот. Религия, по своему воздействию на человека (я имею в виду объективно наблюдаемое воздействие) является сильнейшим психологическим и нравственным анестетиком.
Грубо говоря, что бы не происходило — с самим верующим или с людьми, его окружающими — на всё происходящее, с его точки зрения, есть санкция Бога. Следовательно, всё происходящее с человеком либо вполне справедливо по отношению к данному человеку, либо идет ему, в конечном счете, на пользу. Иными словами, религия — вроде бы жестко критикующая мир — одновременно дает ему и всему в нем происходящему индульгенцию.
Для сравнения (недавно скопировал эту пару цитат, удачно сведенных вместе, из жж Кураева).
Герцен:
"Ну а что сделала, в продолжение этого времени всех скорбящая, сердобольная заступница наша, новообрядческая церковь наша со своими иерархи? ... то возмутительное, преступное бездушие, с которым она два века смотрела из-под клобуков своих, перебирая четки, на злодейства помещиков, на насилия, на прелюбодеяния их, на их убийства... не найдя в пустой душе своей ни одного негодования, ни одного слова проклятья! Что у вас общего с народом? Да что у вас общего с людьми вообще? Вы не на шутку ангельского чина, в вас нет ничего человеческого".
Игнатий Брянчанинов:
"Не твое дело, что господин твой бесчеловечен, ему за это судит Бог. Ты неси свой крест, данный тебе Богом ради твоего спасения. Неси безропотно".
Ощутите разницу. Каков анестетик, а? Вплоть до потери — соглашусь с Александром Ивановичем — всякой человечности.
ПС. А что до поста, собственно, то поститься действительно нелегко. Но надо учитывать, что при этом происходит обмен затраченных волевых усилий на чувство глубокой внутренней правоты и исполненного долга. То есть, на еще одну дозу анестетика. На примере последней из вышеприведенных цитат хорошо видны нравственные последствия передоза.