Глядя на историю (например) России в ХХ веке, можно заметить следующую ее особенность: все основные происходившие со страной масштабные пертурбации происходили, в целом , с согласия народа и в соответствии с его чаяниями. За исключением ВОВ, конечно, о чем скажу далее.
Смена строя в 1917-м , индустриализация, начало застоя и затем новая смена строя в 1991-м вполне отвечали духу времени и чаяниям политически активной части общества.
Очевидно такое возражение: разве народы СССР желали его распада? Или "лихих" и нищих 90-х? Или Гражданской войны? Или сталинского террора? Ну и тд.
Конечно же, не желали. Но видите ли, тут ключевое слово "в целом", я его потому и выделил особо. Так, население СССР к концу 80-х желало смены системы, причем "в западном направлении", а вот как именно произойдет смена и чем конкретно она будет сопровождаться и, главное, к чему она в итоге приведет — об этом его уже никто, разумеется, не спрашивал.
Однако не желай население Союза изменения системы — оно не могло бы совершиться. К примеру, события 1991-го года, равно как и последующего десятилетия, были бы решительно невозможны в 1950-м, согласитесь. Происходят лишь те глобальные перемены, которые общество ждет — неважно, подготовлено это ожидание естественным ходом событий или длительной обработкой населения в нужном власти русле.
Принцип, по которому работают с массами населения в долгосрочной, стратегической перспективе, можно образно описать так: если вы голодны, то съедите то, что приготовил повар, без разбора.
Единственный способ сделать с народом то, чего он категорически не желает даже в самых общих чертах — прямая внешняя агрессия. Образно, голодный и сам съест отвратительное на вкус блюдо, а вот сытому это блюдо только силой можно в глотку запихнуть.
ВОВ для населения СССР было таким блюдом. А вот немцев, чтобы осуществить их руками агрессию, пришлось долго унижать и гнобить — дабы они возжаждали реванша и с аппетитом съели все, что приготовил на их долю Третий рейх. В том числе довольно абсурдную идею войны с СССР.
Аналогично при развале СССР: застой, надоевшая туповатая и однообразная пропаганда, дефицит (во многом искусственный) и тщательно выдерживаемый в качестве запретного плода образ вожделенного Запада привели к тому, что население дало санкцию на радикальные перемены и дружбу с "проклятыми капиталистами". А потому молча проглотило и распад СССР — тем более, что события происходили быстро.
***
Перейдем теперь конкретно к Гулагу. Мечтало ли население СССР о Гулаге? Конечно же нет. Но оно съело Гулаг как частность модернизационного рывка. О котором, безусловно, мечтало. Гулаг это довесок к индустриализации, как распад СССР и уничтожение экономики — довесок к смене строя при Горбачеве.
Гулаг и вообще сталинские репрессии отнюдь не были направлены на подавление несогласных. Гулаг это чистка согласных, это террор энтузиастов против энтузиастов и на фоне энтузиазма.
Вот например Рокоссовский - он кто? Борец с советской властью? Конечно же нет. Да он даже и не противник Сталина. Будучи возвращенным из застенков безо всяких извинений, он затем воевал за Сталина и советскую власть, и очень хорошо воевал.
Поэтому Гулаг, то есть большой террор — в рамках текущей ситуации (то есть, например, прямо вот с завтрашнего дня) решительно невозможен. Чтобы он стал возможен, нужна совпадающая с чаяниями населения серьезная, принципиально новая и масштабная "движуха". Причем сперва движуха, включая и серьезные результаты этой движухи, и только затем (допустим) Гулаг 2.0.
Тогда население, гипотетически, может "съесть" террор (или иные бяки) подобно человеку, спешно заедающему случайно разгрызенный шарик перца супом. Обожгло язык, неприятно, но в целом впечатление от супа не так уж сильно портит.
*****
Однако, гипотетическое восстановление СССР, старт СССР 2.0 — разве это не есть та самая масштабная "движуха"? Да, конечно. Как пессимист, я сильно сомневаюсь, что оно возможно. Но предположим, что оно произошло. Значит ли это, что оно будет сопровождаться Гулагом 2.0?
Едва ли. Причины тому следующие.
Во-первых, массовые жестокие репрессии в принципе стали возможными только после и благодаря Гражданской. До нее российское общество было весьма гуманным и даже вообразить себе ничего подобного не смогло бы, а тем более осуществить. Чтобы например в 1917-м осуществить репрессии а-ля 1937-й год, потребовалось бы одномоментно оккупировать страну некими внешними захватчиками, психологически готовыми к массовой резне.
Во-вторых, "официальной" исттрической причиной массовых репрессий считается, насколько я понимаю, желание Сталина зачистить силовые структуры от потенциальных конкурентов в борьбе за власть. Но это желание опять-таки происходит от того, что тогдашние силовики были вчерашними участниками Гражданской и что такое борьба за власть, знали на собственном богатом опыте. К тому же Сталину многие относились фамильярно, как к "первому среди равных", и вообще настрой после победы народной революции был, неизбежно, крайне демократичным.
В реальности, причиной для репрессий не был и не мог быть никакой заговор (даже будь таковой, для его уничтожения нужны были бы точечные репрессии, а не массовые). Напротив, массовые репрессии могли бы только породить многочисленные заговоры — просто из мести и возмущения бессмысленной жестокостью и несправедливостью. Сталин боролся не с заговором, а с народившимися демократией и демократичностью. Грубо говоря, миллионы людей искренне считали себя властью, и Сталину требовалось из них эти представления выбить.
(В итоге это привело к краху всех его замыслов, ибо когда его убийцы решили радикально сменить курс, возразить общество не посмело, им уже прочно владел страх. Сталинскими репрессиями уничтожено, вполне сознательно, гражданское общество — так мне кажется. Все же Сталин, при его несомненных талантах, богатом опыте и прекрасном уме, с точки зрения цивилизационной был дикарем — отсюда кстати и его крайняя жестокость, или даже скорее бесчувственность).
Сегодня совершенно иная ситуация: никакой гражданской войны не было, демократичности в обществе, несмотря на чисто формальные атрибуты демократии, нет и в помине. Как нет в помине и сотен тысяч участников Гражданской: военные в России отнюдь не ощущают себя теми, кто вчера взял власть.
В-третьих, еще одной причиной репрессий (как довоенных, так и послевоенных) была потребность в ограниченном геноциде русских, грубо говоря надо было сломать хребет бурно растущему национальному организму. Той же цели во многом служила и ВМВ, но уже и в отношении немцев тоже.
Сегодня такой потребности нет. Сегодня можно говорить или о начале восстановления русских как нации, или уж об их окончательной зачистке. Первое исключает масштабные репрессии априори (больной и так скорее мертв, чем жив, тут потребна реанимация, а не порка), второе требует масштабного привлечения внешних сил, внешней военной агрессии.
В-четвертых, сама психология русских в начале ХХ века вполне допускала массовые потери — еще свежо было впечатление, что земли мало, а людей (крестьян) слишком много. А в крайнем случае, да — бабы еще нарожают.
Сегодня прямо обратная ситуация — для сегодняшних русских привычно ощущение демографической пропасти, нехватки рождаемости и населения, чреватых потерей территорий или даже ассимиляцией народа чужаками. Даже идущее сегодня "естественное" сокращение населения воспринимается крайне болезненно, что уж говорить про массовые репрессии.
В-пятых, сама идея подобного буквального повторения истории выглядит совершенно нереалистичной. Повторить Гулаг в обществе, исторически недавно его пережившем и все еще полном страшных воспоминаний? Да сами по себе массовые опасения повторения Гулага говорят, на самом деле, о полной невозможности его повторения.
Тем более что каждый гражданин России сегодня прекрасно знает не только об ужасах репрессий, но и об их полной исторической бесполезности в плане "защиты советского строя". Как и о том, что советский строй предали как раз те, кто репрессировал других ради его якобы защиты. Как и о том, что проиграл СССР по причинам намного более серьезным, чем те, которые можно решить репрессиями. Причем это знают не только рядовые граждане, но и те, кто по должности мог бы, гипотетически, репрессии непосредственно осуществлять.
То есть Гулаг сегодня — это одна из самых тяжелых исторических травм нашего общества. И мысль о том, что общество с размаха, сознательно наступит на эту свою, крайне болезененную, мозоль — довольно-таки нелепа. Это примерно, как предположить, что сегодняшние немцы начнут строить концлагеря, наклеивать евреям на одежду желтые звезды и мечтать о новом походе на Сталинград.
В-шестых, власть большевиков и Сталина в частности в 1930-е годы — это власть выигравших гражданскую войну победителей, которым уже некого было бояться. Современная власть в РФ — это, мягко говоря, иного происхождения люди. Современные чекисты на бмв с мигалками — совсем не те чекисты в пыльных шлемах. А вот общество сегодня напротив, куда злее и взрослее раннесоветского. Да и образованнее мы все — и гипотетические жертвы, и гипотетические палачи. Не тянем мы уже на хуту и тутси, ну никак не тянем.
Сын и дед.
В-седьмых, в представлениях коммунистов времен старта СССР, цель оправдывала средства — они ведь искренне верили, что на горизонте новое светлое общество. И лишь враги могут помешать его быстро построить. То есть, они были наивные идеалисты, фанатики.
Сегодня мы не идеалисты и не фанатики. Мы скептики и циники, мы взрослое общество с уже набитыми шишками. Сегодня в конкретную попытку построения коммунизма всерьез поверят не раньше, чем он будет построен. Да пожалуй и в уже построенный-то не поверят, а будут критиковать почем зря.
Тогдашние люди были готовы поверить на слово и весело резать несогласных с прекрасной мечтой.
Тогдашние русские, повторюсь — это как сегодняшние арабы из ИГ. Вот им Гулаг сам Аллах велит построить.
Наконец, в-восьмых, даже начнись завтра рестарт СССР, наивно представлять его повтором прошлого старта, вот прям начиная с 1920-х и далее. Какбе, абсолютно другие (чтобы не сказать противоположные) условия старта автоматически задают и совершенно иные задачи и методы их достижения, даже если цели остаются примерно те же. Впрочем, об этом в другой раз.
*****
ПС. Я не утверждаю отнюдь, что наше общество снова не получит дубиной по башке. Но определенно, это будет не та же самая дубина, что в прошлый раз.