В первом варианте имеющиеся тенденции продляются в будущее и доводятся до логического завершения. Во втором — эти тенденции продляются в будущее незначительно, до условного момента "когда всех окончательно достало", после чего сложившаяся ситуация принимается за крайнее положение маятника, который теперь качнется в обратном направлении.
Приведу пример из недавнего прошлого. В последние годы ельцинского правления, аппроксимация тенденций вела к дальнейшей криминализации общества, распаду страны и превращению ее осколков в подобия Сомали. После чего частичная или полная, смотря по предпочтениям внешних игроков, оккупация бывшей страны. (Подвариант — госпереворот, наконец-то организованный патриотично настроенной группой военных или спецслужбистов).
На практике же, как мы сегодня знаем, сработал второй вариант — конец ельцинского периода стал крайней точкой маятника, и ситуация развернулась в обратном направлении, в направлении чаяний населения: на смену старому и пьющему президенту пришел молодой и спортивный, как на заказ ;)
На смену тенденции к суверенизации и развалу страны пришла "вертикаль власти". На смену бандитизму — резкое усиление государственных правоохранительных структур. На смену откровенному олигархату — нечто типа монархии. На смену постепенному уничтожению армии — ее постепенная модернизация.
Разумеется, не все тенденции сменились на обратные — кое в чем важном политика Ельцина была продолжена. Однако в первом приближении, произошедшее в 2000-м году можно охарактеризовать как разворот.
Я уже писал об использовании приема "маятника" в политике крупных социально-политических изменений. Страна доводится (в нужных вопросах) до кипения, до "низы не желают", решения действующей власти доходят до абсурда — и затем события, ко всеобщему удовлетворению, направляется примерно туда, куда возмечтало общество. Возмечтало потому, что ему долго сыпали соль на нужную рану.
(Нередко этот же способ применяется и для частных инициатив власти (особо неприятных для населения). Например, в США теракты с использованием стрелкового оружия используются для лоббирования его запрета. И тд, примеров достаточно, это по сути шаблонный прием).
То же самое касается сегодняшней ситуации. Аппроксимация наличных тенденций говорит о том, что завтра у нас в стране будет хозяйничать ИГ и украинские каратели (а на востоке Китай), на фоне тотального экономического кризиса и полной никчемности правительства. Мигелевские "ПМС и ПБС" (партии быстрого и медленного слива) — как раз примеры такой аппроксимации.
Альтернативная трактовка интересна тем, что объясняет участившиеся в последнее время демонстративные унижения электората со стороны власти. Ну и, конечно, преодолением самых негативных тенденций последнего времени.
Однако не стоит забывать, что сам факт намеренного доведения ситуации до абсурда, а активной части населения до страстного желания перемен — говорит о том, что сладкая снаружи пилюля будет горькой внутри. По-настоящему позитивные перемены предварительного битья не требуют.