Из предыдущего текста может сложиться впечатление, что власть и насилие — нечто столь дурно пахнущее, что это "не стоит трогать и 11-метровой палкой" (с) South park
Однако, это было бы уже чистой воды толстовство, а согласиться со Львом Николаевичем, при всем к нему уважении, я в этом вопросе не могу. И вот почему.
Напомню бородатый анекдот, в котором Василий Иванович рассказывает Петьке, как он играл в карты с джентльменами, которые друг другу на слово верят. Помните: "и тут мне такая карта поперла!"
Этот анекдот хорош тем, что в шутливой форме очень точно описывает суть интересного социального явления, даже можно сказать, закона. Назовем его Законом равнения по худшему (члену общества).
Смотрите, джентльмены из анекдота могли себе позволить верить друг другу на слово, лишь пока среди них не появился лжец. Как только он появился, они вынуждены будут изменить правила игры. Ну или проиграть лжецу, как это описывается в анекдоте.
Что произойдет с правилами игры, с появлением среди джентльменов Василия Ивановича? Правила игры будут адаптированы к тому уровню социальных отношений, который несет в себе Василий Иванович. Обратите внимание, теперь все, то есть и честные джентльмены тоже, играют по тем правилам, которые адаптированы к лжецу. То есть закон выровнен по худшему.
А если вообразить обратную ситуацию? Среди василиев ивановичей появился джентльмен, что тогда произойдет? А ничего. Закон выравнивается по худшему, а не по лучшему. Как все не верили друг другу на слово, так и продолжат не верить — полагаю, понятно почему. И лишь когда в клубе останутся сплошь джентльмены, то со временем можно будет к этому адаптироваться и ввести правило "верим на слово".
Подвинемся ближе к теме власти и насилия. До сих пор мы говорили лишь об обмане, и мы видим, что нам пришлось, при появлении обманщика, как бы всем стать обманщиками — даже пусть не обманывая самим, пришлось как бы начать жить в обществе обманщиков и по правилам обманщиков.
Ровно то же происходит при появлении в обществе сторонников власти и насилия. Причем если в обществе обманщиков вам достаточно не доверять друг другу, но не требуется обязательно обманывать самим, то в обществе любителей власти над ближними своими, вам придется применять насилие и использовать власть против них.
Замечательный пример, иллюстрирующий сказанное, содержится в известной книге Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон".
Малыш возвращается домой с шишкой на лбу, и между ним и мамой происходит следующий диалог:
- Вы прекрасно могли бы разрешить ваш спор словами, а не кулаками.
- Да? Ты так думаешь? - спросил он и неодобрительно взглянул на маму. Кристер мне сказал: "Я могу тебя отлупить". Так он и сказал. А я ему ответил "Нет, не можешь". Ну скажи, могли ли мы разрешить наш спор словами?
Если человек хочет вас побить, вам придется или побить его, или терпеть побои. Если человек жаждет вами править, то вам придется или править им, или убить его, или дать ему править вами.
Поэтому ваш отказ от власти и насилия в обществе, если в обществе присутствуют властолюбцы и склонные к насилию подонки, автоматически означает переход власти к этим самым подонкам. Если по улицам ходят маньяки с ножами, ваш выбор сводится к тому, чтобы или носить нож как они, или принять роль их жертвы.
Таким образом, Закон равнения по худшему означает неизбежность снижения нравственно-культурного уровня в целях борьбы: чтобы не проиграть плохим парням, вы должны опуститься на их уровень и использовать их инструментарий. Если плохие парни применяют насилие и создают Власть, то и вам придется применять насилие и создавать Власть.
Собственно, ничего нового: знаменитое "хочешь мира, готовься к войне" говорит о том же самом. Добро должно быть с кулаками, да.
А если так, то авторы "Лестницы в небо" сделали, безусловно, хорошее дело, когда написали свой учебник. Пусть дорога во власть и является лестницей в ад, а вовсе не в небо, однако же и в небо иначе не подняться, кроме как сперва спустившись в ад и победив его.
(Кажется, этот сюжет уже был сыгран однажды в истории человечества? Однако результатов пока, честно говоря, не видно. А стало быть, волей-неволей приходится признавать правоту тех, кто пел "не Бог, ни царь и не герой...").
И последнее. Вернемся на минуту к упомянутому в начале анекдоту. Подумайте, а был ли у джентльменов шанс сохранить свои джентльменские правила игры, и при этом не проиграть? Да, был — для этого им требовалось Василия Ивановича "раскусить" и с позором изгнать. Ну, или сразу канделябром... И здесь мы подходим к проблеме "отделения овец от козлищ", о которой не особенно-то принято говорить (разве что в религии, да и там чисто абстрактно), хотя попытки конечно были. Она видится мне весьма интересной и с теоретической, и с практической точек зрения.
Вопрос даже не в охоте на ведьм (хотя некоторые хорошо известные ведьмы во власти этого, вероятно, заслуживают). Вопрос в выработке соответствующей культуры, чтобы общественный организм мог детектировать "носителей заразы" и должным образом реагировать на них. Впрочем, это отдельная большая тема.
Продолжение здесь.