greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Categories:

Что такое ад (в продолжение богословской темы)

меня вот какой вопрос тут заинтересовал... наверняка эта тема уже давно проработана (возможно даже, тем же Лосским в других книгах), но я еще не добрался до нее, и пофанатазирую сам.

Обычное представление об аде - это такая масштабная камера пыток, где грешников жарят на сковородках. (Кстати, по Лосскому адский пламень - это благодать Божия, которая в этом мире грешниками не ощущается, а в будущем мире будет опалять их, как пламя - в силу чуждости их падшей природы природе Бога).

Эта точка зрения (я насчет "сковородок") прямо подтверждается Евангелием, где в притче о богаче и Лазаре говорится, что богач мучается в пламени. Вопрос правда остается - это мучение является ли вечным?
Обратите внимание - в притче прямо говорится, что богач завидует Лазарю, то есть ад воспринимается им именно как наказание, хотя и справедливое. Как же это совместить с идеей, что "ворота ада заперты изнутри"? Да и где справедливость в том, чтобы за зло, творимое человеком на протяжении короткой жизни - наказывать его вечно?
---------------

Эту ситуацию можно описать и иначе.
Вот смотрите: по определению, Бог не творит зла. Бог сотворил мир - и в этом мире было только добро, не было зла. Зло же возникло лишь по свободной воле тех, кого Бог сотворил свободными, личностями, с правом выбора добра и зла.

Далее же, в мире людей идет процесс - кто-то возрастает в добре, кто-то во зле. Одни люди умирают - другие рождаются. И вот - пока этот процесс идет, проблемы нет.
Проблема (вопрос) возникает, когда мы переходим к "сухому остатку". Ко дню Страшного суда и к вечности после Суда.

Если ад - это вечное наказание, вечная пытка, то что получается? Получается, что постфактум, одним из результатов Творения является вечное мучение кого-то!
В этом контексте неважно, что находящиеся в аду несут "заслуженное наказание". Оно-то может и заслуженное...
Хотя даже наиболее редкостные злодеи - всякие там ленины, чикатилы и тп, заслуживают ли за свои преступления именно вечного мучения? Житейский здравый смысл подсказывает, что нет - даже если, например, всех жертв большевистского режима перемножить на все года их мучений, а затем получившиеся миллионы лет приписать лично и только Ленину - все же это далеко не вечность).

Но ведь что получается? Не сотвори Бог некоего грешника - он бы не мучался потом вечно!
Ведь чьи-то мучения как временное событие - метафизически не есть проблема, они могут быть возмещены сторицей. Но как вечный факт, как зафиксированный итоговый результат Творения - это парадокс.
-----------------

Одновременно можно задать и другой аналогичный вопрос.

Смотрите. Что ждет в вечности демонов? Ад, как и нераскаявшихся грешников.
А теперь подумайте, почему демоны не могут исправиться, раскаяться - как люди?
Это довольно прост - люди могут меняться, так как они - не духи, и их мышление не идеально, а воля зависит от тела, подверженного слабостям и крайне ограниченного в плане умственной работы. Наши поступки и решения могут меняться по тысяче причин:
- недостаток информации, пропаганда, односторонняя информированность..
- слабость или сила, у кого как, ума или его зависимость от возраста
- привычки, чей-то пример, воспитание с детства
- настроение (опять-таки, зависит от тысячи причин)
- слабость или сила воли, усталость от работы..
- и тд и тп.

Духи же не имеют этих ограничений. Они владеют всей необходимой информацией, а их мышление не стеснено физическим телом и потому ясно. Следовательно, их выбор - всегда полностью осознанный и однозначный. Грубо говоря, ангел или бес не могут "передумать" - как не может передумать компьютер, при одинаковой программе и исходных данных он всегда выдаст один и тот же результат. Чтобы передумать - надо или чего-то не знать, или что-то забыть учесть, или "ошибиться в расчетах", или поддаться эмоциям (психология). Это чисто человеческие ошибки.

К чему я это? А к тому, что ангелы, выбравшие зло, грубо говоря - знали на что шли. Это Адам с Евой могли обмануться ложью, что пойдя против Бога, сами станут богами. Люцифера же никто не обманывал - он точно знал, что будет "на выходе". Тем более, что ад для него - не будущее отдаленное наказание, а постоянная реальность. Можно ли предположить, что падшее состояние и ад оказались для бесов "сюрпризом"? Думаю, нет. Они пошли на это осознанно.
Итак, если ад - это пытки, это "сковородки" (или что там полагается бесам? "духовный гриль"?) - то никто и никогда в здравом уме такого не выберет. Следовательно, бесы сознательно предпочли ад - Богу.
----------------

Если воспринимать ад именно так - вышеописанный парадокс пропадает. Зло в виде чьего-то вечного мучения (мучения в смысле наказания) не становится одним из конечных результатов Творения.
Нельзя назвать злом состояние человека, в котором он находится строго добровольно, и выходить из которого не желает ни за что.
А следовательно, никакого зла как одного из итогов Творения, нет. Нет и проблемы.
Двери ада - да, запираются изнутри его жителями, людьми и демонами. То есть, нахождение в аде остается строго добровольным - а вечным лишь потому, что выбор окончателен для самих "граждан ада". И лишь для тех, для кого он реально окончателен.

Таким образом, результатом Творения является то, что каждый получает вечную прописку в том "мире", к которому он стремился и стремится. Или точнее - тот мир, в котором ему наиболее "уютно", что бы этот термин не означал в каждом конкретном случае.

Едва ли стоит сомневаться, что ад - это мучение. Но, исходя из вышенаписанного, ад - совсем не некая пытка связанного человека, от которой невозможно убежать, как бы не хотелось. Ад в таком случае - это мучительное состояние, без которого человек не может прожить, ибо это его добровольное, родное для него, состояние.  
Представьте себе духовное и психологическое состояние человека типа, ну скажем, того же Чикатило.
Хотели бы вы оказаться в таком состоянии? Вероятно, вы сочли бы подобное состояние пыткой, мучением? Думаю, да. А вот лично для тов. Чикатило его внутренний мир вполне уютен. Значит ли это, что Чикатилло не мучается - будучи таким, какой он есть? Невозможно сказать, что не мучается. Однако, захочет ли он меняться? В вечности, когда выбор будет ясен и отчетлив - нет. 
А его внешний мир в аду.. ну, можно предположить, навскидку - что это мир, населенный такими же, как он. Представьте себе реальную физическую страну, сплошь населенную людьми с примерно таким состоянием души, от дворников до президента - и вот вам некий образ ада, уровень N.
Понятно, это чисто условная картинка, в реальности все наверняка будет гораздо страшнее и яснее - ведь после страшного суда "масок" ни на ком не останется. Но даже такая картинка - чистый ад с точки зрения обычного человека. Но он же - естественная среда обитания для определенной части людей.

Вот такой вариант ответа. С одной стороны, ад есть - и он несомненное мучение. С точки зрения тех, кто в раю.
С точки зрения обитателей ада - они в своем мире, это их собственный ад. И они готовы закрыть ворота, лишь бы не пустить туда Бога. Как они эти ворота закрывали в своей душе - тогда, в земной жизни. 

Кстати, слова Лосского о адском пламени - как об опаляющей падших благодати, "энергиях" Бога - вполне вписываются в эту точку зрения. Ад получается не некоей замкнутой системой, присутствие Бога будет ощущаться и его "жителями" (в отличие от нынешней земной жизни). Но каким будет даже простое ощущение явного присутствия Бога для тех, чья душа в аде? Тут можно вспомнить Каина - и представить, что он чувствовал, когда Бог спрашивал его "Где брат твой?" То есть, одно дело - делать нечто мерзкое, не веря в Бога или, как Каин, "когда никто не видит". И совсем другое дело - постоянно быть ложью на фоне Истины и злом перед лицом Добра. Да уж, поистине - "огонь неугасаемый". 
----------------------

Остается последний вопрос - а как же тогда причта "о богаче"? В которой грешник - искренне раскаивается, он сам в ужасе от места, в котором оказался - и отчетливо завидует Лазарю в его раю? Какие уж тут запертые изнутри ворота ада - когда богач просит Лазаря дать ему хоть каплю воды! (Особо заметим, что согласно притче, богач не был виновен в каких-то чудовищных грехах - лишь в том, что забыл про свою душу и ее потребности - равно как и забыл о страданиях того же Лазаря).
Моя скромная имха - речь идет о аде, в котором человек находится лишь до Страшного суда. Представить себе продолжение описанной в притче ситуации дальше, "в вечность", я не могу.

ПС. Специально отмечу, что все вышенаписанное является лишь моим личным размышлением -а я человек от богословского образования далекий. Поэтому более чем вероятно, что все написанное - глупость с точки зрения серьезного богословия. Собственно, я это и пишу лишь для того, чтобы пофиксить свои собственные размышлеения - и затем сравнить их с мнением Церкви.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments