greenorc (greenorc) wrote,
greenorc
greenorc

Category:

Что такое святость

В среде верующих господствует представление, что святость — это некий духовный уровень, которого можно достигнуть. Конечно, глупо отрицать, что люди могут иметь или достигать различного уровня и в самых разных областях — от степени мастера спорта по боксу до возможности предвидеть будущее.

Святость считается духовной категорией, но я уже говорил, что духовность — это термин-обманка, типичный "терминатор мышления", который значит всё и не значит ничего. Загадочная "духовность" в реальности делится на нравственный уровень и эзотерические (сверхъестественные) возможности.

Соответственно, если некий человек достиг особых нравственных высот и/или сверхъестественных способностей, Церковь его зачастую объявляет святым. При одном правда условии — если он правильной веры. Если человек достиг тех же самых высот, но был неправильной веры, то святым его не объявляют. Из чего логически следует, что критерий святости выбран неверно ;) А другого-то и нет.

Заметьте, что Церковь ввела для святости формальный статус (причисление к лику святых). Это тоже ошибка, точнее тут их сразу две. Во-первых, присвоение такового статуса является утверждением, что "вот этот человек точно угоден Богу и точно попадет в Рай", что выглядит нелепо. Это все равно как если бы курсанты стали решать за командование, кто из них станет генералом. Парни, это не ваша преррогатива, и вы это знаете, так куда ж вы поперлись, со свиным-то рылом в калашный ряд? И действительно, сегодня мы порой видим в святцах жития, которые тянут сразу на ряд тяжких статей УК, и описывают фактически маньяков-террористов и "подвиги" типа тех, которыми, в отношении мирного населения, сегодня славится ИГИЛ.
Во-вторых, интересна сама мотивация, ради которой святости придан формальный статус. Дело в том, что Церковь (что наша, что католическая) имеет очень развитую богословскую и обрядовую конструкцию. И это весьма жесткая конструкция — например, сомнения в любом из догматов лишают человека членства в Церкви. При этом, сама эта конструкция буквально высосана из пальца — она не имеет вообще никаких логических обоснований. Принципиально бездоказательна.
Отсюда объективная потребность в "доказательствах" какого-то иного рода. Но какого? Единственное, что остается — потребовать принять всю конструкцию на веру. Однако же, на основании чего это можно сделать? Окей, текст Евангелий объявили истинным априори, но там хотя бы тот довод, что описаны слова и деяния Бога. Остается только приравнять предание к Писанию, назвать и его тоже священным и ПОТОМУ истинным. Однако как отличить священное мнение от несвященного? Опа, вот тут и появляется потребность в формальном статусе.

Ты, Ваня, не с Васей споришь, понял? Ты споришь со святым Василием! А сам ты, Ваня, разве святой? Ну вот и помолчи. У нас тут консенсус патрум, какие тебе еще нужны доказательства?




Однако, все эти рассуждения еще не дают нам ответа на вопрос, а что же такое святость именно как явление. Попробуем этот ответ нащупать. Смотрите, как уже отмечено выше, если бы святость была неким объективным критерием, более-менее очевидным для всех, она бы не зависела от конфессии. Примерно, как хороший инженер будет таковым признан и у арабов, и у индусов, и у немцев. Или как человек, способный исцелять больных наложением рук, будет признан чудотворцем и в Кабуле, и в Риме.
Однако, православный не попросит благословения у буддистского аскета, даже если тот отличается, по утверждениям местных буддистов, даром чудотворения или прорицания. Или вспомните, что согласно Евангелиям, фарисеи не могли отрицать творимые Иисусом исцеления, однако же отрицали Его святость.

Понятно, что формальный статус — выдумка. Однако есть явление, которое совершенно точно существует и явственно проявляется — святость (чего-либо или кого-либо) в глазах человека. И это явление весьма серьезно и интересно.

Образно говоря, у каждого человека есть как бы некая мысленная комната с надписью на двери "Святое! При входе снять обувь и очистить помыслы от скверны!", в которую можно "положить" почти всё, что угодно. Можно Коран, Аллаха и Мохаммеда, можно Евангелие, Христа и Евхаристию, можно Тору, Яхве и обрезание, можно местного религиозного гуру (из числа бывших психологов-спецслужбистов), можно Распутина, можно Ленина, можно коммунизм... Неважно что именно, главное тут — в эту комнату проникнуть и нечто в нее положить.
А если уж нечто в этой комнате оказалось, оно обретает свойства чистоты, истинности, возвышенности и начинает сиять неземным светом. Вот это и есть святость — свято то, что лежит в такой комнате.


Что интересно. Есть люди, которые в сознательном возраста меняли религию. Был человек, допустим, мусульманином, а стал православным. И вот он же, казалось бы, видит — только что для него был свят Коран, а теперь свято Евангелие. Можно было бы и догадаться.

Представьте, что вы случайно нашли шкатулку, в которую какой предмет не положи, он превращается в золото. Гвоздь положишь — гвоздь стал золотым, конфету положишь — конфета стала золотая. Любой человек догадается, что весь фокус — в коробочке, а не в гвозде и не в конфете, верно?

Вот ровно то же и со святостью. На что это похоже? Это похоже, если говорить в терминах софта, на "закладку", или на незадокументированную функцию. Позволяющую управлять поведением человека в обход его разума.

Вот есть другая такая закладка в человеке — подверженность гипнозу, которая в частности позволяет управлять человеком с помощью гипнотического и постгипонтического внушения. На ютубе есть прекрасные ролики, внушающие трепет, я бы сказал...

И вот склонность человека к сакрализации предметов, идей и персонажей — еще одна подобная "закладка". Уязвимость в "софте", внедренная и используемая для контроля. Только если уязвимость к внушению предназначена для индивидуального контроля сознания конкретного человека, то склонность к сакрализации предназначена для контроля массового сознания.
Tags: религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments