Что такое культура? Культура это набор технологий. Технология записи речи с помощью букв, технология чтения оных букв, технология производства автомобилей и айфонов с помощью заводов, технология производства самих заводов, технология грамотного изложения мысли, технология ведения боевых действий, технология макроэкономического планирования, технология написания художественных романов, технология бокса, технология живописи, атомная технология, технология театральных постановок, технология математических расчетов...
ПОНИМАНИЕ, как делаются те или иные вещи, плюс умение и возможность их делать — вот что такое культура.
А что такое традиция? Традиция возникает, как правило, из технологии. Собственно, традиция (пока она жива) это обычно и есть некая издавна работающая и потому очень привычная, "родная" технология. Но есть, как говорится, нюансы.
Дело в том, что культура (то есть технологии) — это то, чем вы владеете. А традиция — это то, что владеет вами.
Культура это то, что вы осмыслили. Традиция — это то, в рамках чего вы мыслите, то есть, ограничитель понимания. Заборчик, из-за которого вы глядите на мир, самого заборчика не видя. Загончик этакий.
Иногда это неплохо — тогда, когда речь идет о сугубо эстетических моментах в традиции (эстетических по сути и понимаемых тоже как лишь эстетические и не более того). Ну например, в русской традиции есть такой милый элемент, как резные наличники на окнах. Плохо ли это? Нет, это прекрасно. И конечно, за этой эстетикой стоит не только и не столько внешний вид окошек у дома, за этим стоит определенная историческая общность, единство исторической судьбы у людей, живущих на определенной земле и относящих себя к определенному народу. И конечно, здесь традиция культуре не противоречит.
Но лишь только речь заходит о традиции в тех вопросах, которые выходят за рамки эстетики, как традиция обращается во врага культуры. Люди начинают ассоциировать себя с технологией (причем технологией, по определению, старой). Технологию люди легко меняют на более передовую, а традицию... не бывает "более передовых традиций".
"Я русский, а значит я пишу кириллицей" — из недавнего. А почему бы тогда не "я русский, поэтому пашу сохой и хожу в домотканом"?
(Кстати, в особо запущенных случаях доходит ведь и до такого — когда люди начинают проектировать будущее, проектировать желаемый образ жизни, исходя из (предполагаемого ими) образа жизни далеких предков. Взрослые дяди и тети одевают длинные белые рубашки с вышитым вручную орнаментом, прыгают через костер и поклоняются деревянному фаллосу — и все это не из эстетических соображений, то есть это они не про наличники на окошке, это они ВСЕРЬЕЗ...).
Насчет кириллицы я не случайно вспомнил, очень провокационный был пост, конечно же, но видите ли, именно поэтому он хорошо работает как маркер. Безусловно, кириллица — это традиция, причем одна из самых основных современных русских живых традиций. Но кириллица это еще и технология, что для большинства не очевидно.
Интересно было посмотреть, многие ли способны отнестись к используемому с давних времен алфавиту как к технологии, а не как к части идентичности. Многие ли способны не ассоциировать себя и свой народ — с технологией многовековой давности?
Традиция, выходящая за рамки чистой эстетики ("наличники") — это всегда потенциальная угроза. Повторяю — угроза. Почему так? Потому что у вас есть ТЕХНОЛОГИЯ, которой вы пользуетесь, но к которой вы относитесь некритично, неосознанно, и более того, вы себя и свой народ с ней идентифицируете. Как следствие, вы рискуете проспать момент, когда технология утратит адекватность существующей реальности, и вместо пользы начнет приносить вред.
Кроме того, даже сам по себе взгляд на некую технологию "изнутри" ее, как на некую часть своей идентичности, как на некую основу бытия, как на некую священную часть себя — это клиника. Это терминатор мышления. Загончик. То есть даже если, предположим, кириллица и сегодня является лучшим выбором русского народа, то все равно взгляд на нее как на "наше всё" это показатель того самого "взгляда изнутри" некоего шаблона. Ребята, мы — это не набор из смеси латинских и греческих букв. Мы ИСПОЛЬЗУЕМ этот набор в своих интересах, и только.
Безусловно, кириллица — часть нашей истории. Как Т-34. Но Т-34 сегодня в музеях и на постаментах, потому что Т-90 лучше. Потому что у нас должны быть самые лучшие технологии. Какова объективная ценность кириллицы? Вот в чем вопрос. Вот об этом можно спорить.
Я уже давал как-то ссылку на пост "Православный взгляд на секс", в котором было прекрасно все, хотя в принципе и названия достаточно... Видите ли, если вы рассматриваете вопрос как человек КУЛЬТУРНЫЙ, то у вас не может быть "православного" взгляда на секс, и неважно, являетесь ли вы членом РПЦ или нет. Как не может быть "православной физики", "коммунистического взгляда на строение солнечной системы" или "монархического подхода к устройству двигателя внутреннего сгорания". Потому что культура это владение технологией, то есть, в первую очередь, понимание ее и привычка к пониманию. Привычка разбираться в сути явления. Отсюда культурный человек всегда стремится понять механику интересующего его явления, а при этом невозможно использовать идентичность (нельзя "православно разобраться в устройстве ДВС", можно только разобраться или не разобраться).
А вот если вы смотрите на вопрос как дикарь, то вместо попытки разобраться в вопросе, вы станете пытаться соотнести проблематику со своей традицией (идентичностью) и давать ей исходя из этого оценки. И тогда "православный взгляд на секс" становится вполне возможен, равно как и соломенный "самолет" у известного племени. Или как выражение своего отношения к кириллице исходя из "я же русский!".
Потому что перед дикарем задачи понять явление не стоит, он просто хочет найти ему место относительно своего пантеона. Ну и понятно, что если скажем кириллица входит в пантеон русского патриота, то оценка ее проста — она священна, а предлагающий от нее отойти никто иной, как подлый манкурт.
Но чем более для вас важна традиция, тем менее вы культурны. Чем более для вас важна традиция, тем менее вы способны использовать даже и ее саму (если она полезна) как технологию, достигая этим заложенных в ней преимуществ.
Банально, сравните легендарных Кирилла с Мефодием, изобретающих на свое усмотрение новый русский алфавит — это ИНЖЕНЕРЫ. Люди культурные. И современного "патриота", который созданный теми людьми, инженерами, на кончике пера выведенный алфавит чтит уже как сакральную Скрепу. Это фанатик, дикарь. И чем более он чтит инженерную конструкцию многовековой давности, тем более соломенными становятся его собственные самолеты и ракеты. Невзирая на окропление святой водой стартовых площадок, ога.
Ибо традиция убивает культуру.